Найти тему

Как донор спермы хотел стать официальным отцом и почему суд ему отказал

Оглавление

История о том, как Алена родила детей с помощью неанонимного донора и по душевной доброте разрешала ему иногда видеть детей. Донор в какой-то момент решил, что никакой он не донор, а вполне себе самый настоящий отец и стал в судебном порядке претендовать на официальный порядок общения с малышами. На чью же сторону встал суд?

Преамбула

В истории изменены все имена и регионы, не указываются суды и названия организаций. Это позиция моей доверительницы, которую я в данном случае полностью разделяю. Мы с ней делимся с вами этой историей, чтобы показать, к чему могут привести неправильные действия и человеческая доброта, а также, что когда кажется, что все пропало - это только кажется.

Алена - самостоятельная и успешная женщина. В жизни сложилось все, кроме детей и тогда Алена решилась на применение ВРТ (вспомогательные репродуктивные технологии). Она самостоятельно нашла неанонимного донора, который показался ей подходящей кандидатурой под ее задачи. Идеология донора ей нравилась: "хочу понимать, что в мире есть продолжение меня, претендовать на отцовство не намерен". Тем более, у донора были нетрадиционные отношения, в которых он себя прекрасно чувствовал и ничего менять не хотел.

Стороны обратились в клинику. Алена подписала добровольное информированное заявление-согласие на применение ВРТ с применением спермы неанонимного донора, выбранного ею самостоятельно. В ИДС также было отражено, что Алена обязуется взять на себя права по воспитанию и содержанию детей в случае их рождения, а также подтверждение ею факта осознания, что донор спермы не будет иметь никаких прав и не будет нести никаких обязанностей по отношению к будущему ребенку или детям.

У Алены наступила долгожданная беременность, в результате которой родились два мальчика.

Жизнь с младенцами и немного с донором

Отношения Алены и донора складывались по дружески. Донор часто справлялся о самочувствии Алены, по собственной инициативе присылал ей несколько раз продукты и разные приятные доставки. Однажды попросился в гости. Сторонами сразу было обговорено - дети не знают и не узнают роль донора в их рождении. И хотя на тот момент малыши были грудного возраста, Алена посчитала важным это в очередной раз проговорить. Донор бы согласен и таким образом, постепенно, стал вхож в Аленину семью.

-2

Когда малышам исполнилось 3 года поведение донора стало меняться. Сперва он часто стал повышать на Алену голос: не в той одежде дети, не то кушают, не в те игрушки играют....А в какой то момент он в категоричной форме потребовал от Алены не присутствовать в детской, когда он играет с детьми. Это стало для женщины сигналом. Она напомнила ему, в чем заключалась его роль и прекратила всяческое общение его и детей.

И получила иск в суд об установлении отцовства и определении порядка общения....

Дела судебные

Дело слушалось в одном из близлежащих к Москве городов - по месту регистрации Алены и детей. Когда Алена принесла наши возражения, в которых была описана вся история, судья честно сказала - я с таким сталкиваюсь впервые...

Было очевидно, что для справедливого и законного разрешения дела необходимо доказывать, что донор это донор, а никакой не отец.

-3

И Алена тоже обратилась в суд с иском к донору о признании Донора донором генетического материала при реализации программы ВРТ по преодолению бесплодия в конкретной клинике в конкретный период времени, а также об установлении факта происхождения детей от Алены, беременность которой наступила вследствии применения технологий ВРТ с использованием спермы неанонимного донора без принятия им на себя родительских прав и обязанностей.

Как только иск приняли к производству мы заявили ходатайство о приостановке дела по установлению отцовства и порядка общения. Судья ходатайство удовлетворила.

И Московский суд иск Алены удовлетворил.

На что сослался суд?

В материалах дела отсутствуют доказательства с достоверностью подтверждающие наличие обоюдной, добровольной и единой воли истца и ответчика при даче информированного добровольного согласия на применение методов ВРТ, при лечении бесплодия истца в "Название клиника", а также свидетельствующих о приобретении ответчиком родительских прав обязанностей по отношению к детям, рожденным истицей в результате указанного лечения.

И действительно, Алена за несколько лет до знакомства с донором предпринимала попытки излечения от бесплодия, что было зафиксировано в ее медицинских документам.

В указанном ИДС имеется исключительно подпись истца, т.е. Алены. В указанном ИДС имеется указание на принятие родительских прав и обязанностей исключительно и единолично Аленой.

Ответчик факт участия в программе в отрицал, сдачу им генетического материала тоже.

При этом оплату за все производила только Алена, что также подтверждено документальною

Анализируя материалы дела в совокупности суд пришел к выводу о возможности удовлетворения требования Алены.

из интернета
из интернета

Исходя из правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в Определении от 2 июля 2019 года №64-КП9-6:

Правовое значение для последствий проведения процедуры ЭКО имеет нахождение ее участников в браке
Партнерство женщины, не состоящей в браке с донором спермы, применительно к процедуре ЭКО не может служить достаточным основанием для установления отцовства в судебном порядке

Постановление Пленума ВС №16 от 16 мая 2017 года говорит о том же:

По смыслу семейного законодательства (пункт 4 статья 51 СК РФ), рождение ребенка с использованием супругами (одинокой женщиной) донорского генетического материала не влечет установления родительских прав и обязанностей между донором и ребенком независимо от того, было данное лицо известно родителям ребенка или нет

Возвращаемся в "соседний" суд

Как только решение столичного суда вступило в силу мы приобщили его к материалам дела в суде, который рассматривал дело об установлении отцовства и порядка общения.

-5

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Донор установлен донором, а дети рождены вследствии ВРТ с использованием его спермы в качестве неанонимного донора без принятия на себя родительских прав и обязанностей. Отцовство при таких обстоятельствах установлено быть не может. И порядок общения, соответственно, тоже.

Поэтому "соседний" суд отказал нашему донору в иске.

Алена с детьми живут спокойной жизнью.