Найти тему

Что посмотреть: топ исторических фильмов Свердловской киностудии

Оглавление

Костюмные драмы – кино дорогое в производстве, не каждая киностудия может себе его позволить. Впрочем помимо дорогих костюмов и масштабных декораций такое кино требует больших знаний о той или иной эпохе у постановщика, а также умение обращаться с этим непростым жанром.

Так что неудивительно, что костюмных картин у Свердловской киностудии не очень много, а в списке режиссеров часто мелькают одни и те же фамилии. Топ исторических фильмов Свердловской киностудии - в нашей новой подборке.

Демидовы

Ярополк Лапшин всегда имел склонность к масштабным историческим драмам, но если «Угрюм-река» и «Приваловские миллионы» проходят у нас по списку экранизаций, то «Демидовы» - история становления рода негласных владык уральского края - идеально подходит нашему топу.

Пятичасовая картина, которая спокойно шла в кинотеатрах (Скорсезе, подвинься), следила за судьбами Никиты и Акинфия Демидовых. Первого сыграл Евгений Евстигнеев, второго – Вадим Спиридонов.

Дым Отечества

-2

Еще один байопик от Ярополка Лапшина, на сей раз о Михаиле Ломоносове. Постаревший ученый приезжает на свою родину, в деревню Холмогоры и, прогуливаясь по знакомым местам, вспоминает свои детство и юность, когда он ходил под парусом с отцом и решил заняться наукой и пытался попасть в Московский университет.

Житие Александра Невского

-3

Пропавшая в постперестроечной суете картина Георгия Кузнецова, прославившегося в советское время военными боевиками «Сын полка» и «Отряд специального назначения». Режиссер сделал своего рода сиквел к известному эпику Эйзенштейна: тяжело больной, постаревший Александр Ярославович едет в монастырь после переговоров с новым ордынским ханом.

У Георгиева получилось историческое фэнтези: тут монахи телепортируются, чтобы передать наставление, княжеские кучера воюют с оборотнем в чаще, а душа умершего князя отлетает на небо в виде звезды.

Залив счастья

-4

Владимир Лаптев снимал и перестроечные комедии, и производственные драмы, и военные боевики. Есть в его фильмографии и историческое кино, посвященное кругосветной экспедиции адмирала Невельского.

Мечтатель и романтик исследует Дальний Восток, борясь не только со стихией и разбойниками, но и с царской бюрократией. Как водится в советском кино 1980-х, финал картины застает героя разочарованным в призвании и отвергнутым официальными властями.

Губернаторъ

-5

Свой дебютный полный метр Владимир Макеранец, работавший до этого на студии оператором, создал по непростому произведению непростого Андрея Белого.

1905 год, губернатор неловким жестом провоцирует расправу над бунтующими рабочими и на протяжении всего фильма пытается понять, как жить с этой виной. Вопреки многовековой литературной традиции царский чиновник тут показан с симпатией, в целом, страдающим человеком, который воспринимает финал как искупление.

Золотая баба

-6

Главный приключенческий хит середины 1980-х, где смешались мотивы кино про индейцев, алчные губернаторы, вогульские шаманы, использовавшие законы физики, честные парни из народа, магнитные аномалии и щепотка дозволенной по-советски мистики и эротизма. За последнее и отвечал таинственный вогульский идол – Золотая баба, в которых каждый мужчина видел свою возлюбленную.

Режиссер Владимир Кобзев, к слову, смело разнообразил эанровую линейку Свердловской киностудии: в его активе и фантастика («Похищение чародея»), и первый аляфандоринский детектив («Сыщик петербургской полиции»), созданный, когда Фандорина еще и не было и в задумке.

Семен Дежнев

-7

Пожалуй, стоило выделить в отдельную категорию картины Николая Гусарова, который буквально «отвечал» на Свердловской киностудии за историко-приключенческий жанр в 1980е и даже в 1990е, когда снимать не то что костюмное кино, вообще фильмы создавать было затруднительно.

Первопроходца Дежнева сыграл Алексей Булдаков, у которого в карьере это была первая главная роль. Критики ставилив упрек создателям нарочитую мелодраматизацию истории: Дежнев отправляется в новые земли, чтобы «стать большим человеком» и жениться на купеческой дочери, но по ходу дела встречал новую любовь из местных жительниц.

Тайна золотой горы

-8

Еще один исторический байопик от Гусарова, посвященный рудознатцу Михайле Волкову, который открыл залежи угля в Кемерово. В наличие все узнаваемые приметы режиссера: герой-одиночка из низов, желательно из казаков, опасная, но благородная и даже симпатичная разбойничья ватага, «экзотическая» возлюбленная главного героя из местных племен.

Отметим и фильмы режиссера, вышедшие в 1990е: «Дикое поле» и «Казачья быль». Они уступают по размаху постановки тому же «Дежневу» с настоящими стругами и специально построенными крепостями-фортами, но сам по себе факт съемки исторического кино в смутное время – трюк на грани смертельного.

Один и без оружия

-9

Хоть мы и не собирались включать фильмы о Гражданской войне в этот топ, не можем не упомянуть дебютную картину Владимира Хотиненко и Павла Фатахутдинова, основанную на популярном романе Николая Леонова «Агония».

«Съемки были какой-то праздник. Все были молодые, увлеченные, фонтанировали идеями, после у многих началась режиссерская карьера, как у Михаил Розенштейн, который у нас работал художником, Алексей Балабанов бегал у нас на посылках, и мы с Хотиненко его как-то проглядели. Прекрасную Елену Майорову стали звать на большие роли после нашего фильма», - вспоминал Павел Фатахутдинов.

У нас есть еще несколько киноподборок!

Фильмы-юбиляры от Свердловской киностудии

Фильмы Свердловской киностудии, собравшие награды кинофестивалей и конкурсов

Романтические комедии Свердловской киностудии

Фильмы киностудии о Великой Отечественной войне

Узнать о новых фильмах Свердловской киностудии можно на сайте в разделе "Проекты".