Разрешение благословлять однополые пары, провозглашенное ватиканской «Дикастерией по доктрине веры» в декларации Fiduciasupplicans, вызвало в католической Церкви бунт на корабле — и развитие событий в этой крупнейшей христианской общине мира заслуживает внимания.
Как говорится на официальном сайте Ватикана, «благодаря Декларации, одобренной папой Франциском, станет возможным благословлять однополые пары, но без какой-либо ритуализации или создания впечатления брака».
То есть формально речь не идет о признании однополых союзов «браками» или пересмотре вероучения — как уточняется в документе, «благословение возможно для обездоленных и нуждающихся в помощи, не претендующих на легитимацию собственного статуса» причем оно преподается «вне литургического обряда» .
Консервативные католики, однако, находят эти оговорки лицемерными, типичной для сторонников либеральных реформ намеренной двусмысленностью, которая должна ослабить сопротивление сторонников церковной традиции.
Как сказано в «Заявлении Архиепархии Святой Марии в Астане», «факт, что документ не даёт разрешение на «венчание» однополых пар, не должен закрывать пастырям и верующим глаза на великий обман и зло, которое состоит уже в самом разрешении благословения пар в нерегулярных ситуациях и однополых пар. Такое благословение прямо и серьёзно противоречит Откровению Божьему и неразрывному двухтысячелетнему учению и практике Католической церкви».
Авторы «Заявления», служащие в Казахстане Архиепископ Томаш Пэта и Епископ Атаназиус Шнайдер, вежливо, но с необычной твердостью выговаривают папе Франциску и призывают его «отменить разрешение благословения пар в нерегулярных ситуациях и однополых пар, дабы Католическая церковь воссияла недвусмысленно как «столп и утверждение истины».
Как такая ситуация возникла? Ее можно рассмотреть с разных сторон, но одна из граней проблемы — противоречие между Церковью как структурой, обслуживающей запросы общества (которые неизбежно меняются), и Церковью как общиной, призванной возвещать неизменное слово Божие.
Между Церковью и внешним миром неизбежно возникает непонимание.
Для человека, в целом равнодушного к Богу или вечному спасению, Церковь тем не менее может быть важным и полезным учреждением.
Это красивое здание, в котором люди собираются, чтобы отметить важные для них события — проводить усопших, торжественно приветствовать новорожденных, сопроводить свадьбу красивым древним обрядом.
В католическом мире, как и у нас, всё это может вообще никак не соотноситься с Богом. Церковное благословение — это способ выразить одобрение и принятие со стороны людей. «Мы собрались здесь, чтобы поприветствовать вступающих в брак Х и У». Наименование «комбинат ритуальных услуг», хотя и звучит язвительно, может отражать именно такое отношение к Церкви.
В обществе, где «однополые браки» уже всем привычны — да и «беременные мужчины» уже не шокируют, — отказ однополой паре в проведении такого ритуала воспринимается как непонятная вредность. Как если бы две подруги зашли в кафе, а им отказали в обслуживании, потому что наливают латте только разнополым парам. Часть духовенства — особенно в Западной Европе — испытывает по этому поводу неловкость. В самом деле, чего так вредничать-то?
Более того, в той же Западной Европе Церковь нередко финансово зависит от людей, с точки зрения которых такой отказ в обслуживании — вопиющая дискриминация. В Германии, например, граждане, большинство из которых далеки от сознательной веры, платят небольшой церковный налог — но могут написать заявление и отказаться это делать. Многие и отказываются — не в последнюю очередь потому, что «гомофобная» позиция Церкви противоречит их либеральным взглядам.
Другая часть духовенства видит смысл существования Церкви иначе. Они исходят из того, что существует Бог, Создатель мира и человека, который имеет Свой замысел, в том числе о человеческой сексуальности — и в этом замысле нет никаких «однополых браков» или «беременных мужчин».
Есть семья, в которой один мужчина и одна женщина хранят верность друг другу и в общем случае рождают и воспитывают детей. Удаление от этого замысла является грехом, и хотя и может быть прощено кающимся, ни в коем случае не может быть одобрено и благословлено.
Почему благословение (в каком бы то ни было виде) однополых союзов является настолько серьезной проблемой?
Это можно пояснить с помощью аналогии. Представьте себе общество трезвости, члены которого приняли на себя обязательство не пить и помогают друг другу его исполнять. Среди членов таких обществ обычно много выздоравливающих алкоголиков, которые прекратили употребление, но могут сорваться в любой момент. Человек немощен. Ходят даже слухи, что секретарь общества тайком попивает. Но при всём этом общество существует и продолжает свою деятельность — помогает людям оставаться трезвыми.
Теперь представим себе, что в общество стало возможно вступать людям, открыто продолжающим пить, а на его собраниях — в знак раскаяния в прошлой алкофобии — на столах появятся бутылки спиртного. Увы, но это будет уже что угодно, но не общество трезвости.
Церковь — это сообщество людей, заключивших в Крещении завет с Богом. Этот завет включает в себя обязательство следовать Его заповедям. Насколько хорошо это удается конкретным людям — вопрос другой. Но если все собрание объявит, что можно быть его членом и вообще не считать грех грехом — это уже будет не Церковь, а что-то совсем другое.
Более того, авторитет Церкви стоит на вере в то, что она неизменно и верно передает божественное Откровение. Как только Церковь начинает менять заповеди по просьбе общественности — она уничтожает свои притязания на учительство.
У людей неизбежно возникает вопрос: ну и когда вы нас обманывали — все эти две тысячи лет, когда учили, что телесная близость предназначена для брака, а мужеложство — грех, или сейчас, когда дали понять, что это больше не так?
Поэтому реакция части католиков и является довольно резкой; достаточно ли резкой, чтобы заставить папу Франциска и его окружение притормозить, — мы увидим в будущем.