Найти тему
Заражённый совестью

Павел БОЛЬШАКОВ: Перед Владимирской иконой в Успенском соборе молился царь Иван Грозный…

Сегодня у челябинцев появилась возможность помолиться перед этой иконой, но южноуральцы, похоже, и не подозревают об этом счастье: выставка «Тебе, небесному царю. Памятники русского благочестия в собрании Музеев Московского Кремля» тихо проходит в Историческом музее Южного Урала в Челябинске. Здесь собраны художественные сокровища из фондов музеев Кремля как яркие памятники русской религиозной истории. До 21 января можно помолиться перед самой древней иконой Руси, которая находится в экспозиции Кремля в Челябинске.
По сказанию XV века (в списках «Повести о Темир-Аксаке»), икону написал евангелист Лука. Согласно преданию, икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет: «В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом».
На Русь икона попала из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Икона была доставлена греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, удельного города Андрея Боголюбского, недалеко от Киева.
В 1155 году Андрей Боголюбский забрал икону Вышгородской Богородицы из монастыря и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, где поместил её в Успенском соборе после его постройки в 1158-1160 годах, и она стала главной иконой этого храма.
Пошёл Андрей от отца своего из Вышгорода в Суздаль против отцовской воли. Он взял из Вышгорода икону Святой Богородицы, которую привезли вместе с Пирогощей из Царьграда на одном корабле. Он вковал в неё более тридцати гривен золота, не считая серебра, и камней драгоценных и крупного жемчуга, и, украсив, поставил её в своей церкви Святой Богородицы во Владимире.
(Оригинальный текст (древнерусск.) — Киевская (Ипатьевская) летопись, статья 6663).
С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По приказу князя Андрея икона была украшена дорогим окладом. Икона сопровождала Андрея в походе 1164 года против волжских булгар. После убийства Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира войском хана Батыя в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.
Сретение (встреча) Владимирской иконы, икона второй половины XVI века: во время нашествия Тамерлана при великом князе Московском Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, что было расценено как заступничество Богородицы.
В источниках XV века нет сведений о возвращении иконы во Владимир, как не сообщается и о том, что она была оставлена в Москве. По мнению А. И. Анисимова, в XV веке икона неоднократно «отпускалась» из Москвы во Владимир, а затем возвращалась. В 1471 году великий князь Иван III, собираясь в поход на Новгород, «вшед к чюдотворной иконе Пречистыа Богородица Владимерьскиа и многа молениа съвръши, и слезы доволно излиа…».
Возвращение иконы в Москву в 1480 году, в год освобождения Руси от монголо-татар, было отмечено особо — как второе перенесение иконы. Это стало окончательным её перенесением в Москву. Икона была установлена в новом кремлёвском Успенском соборе. Помещалась справа от царских врат.
ВИКИПЕДИЯ

P.S. Я уже дважды приходил молится перед этой святыней Руси за родных и близких, чего и вам желаю: до 21 января икона ждёт уральцев в Историческом музее Челябинска на улице Труда, 100. Это лучше, чем поклоняться драконам...