Найти в Дзене
Загадки Клио

ПРЕДАЛ ЛИ ГОЛИЦЫН ЦАРЕВНУ СОФЬЮ?

Считается, что царевна Софья была посредственной правительницей, за спиной которой стоял мудрый советник князь Василий Голицын. Но так ли это, или она пригрела змею на груди? Царевна Софья – уникальное явление в Российской истории, правительница, не уступившая по значительности своих деяний ни английской королеве Елизавете, ни немке Екатерине Второй. Обучаясь вместе с царевичами Алексеем и Федором, которых готовили к управлению государством, она получила самое лучшее по тем временам образование, имела цепкий ум и вполне миловидную внешность. Но случилось так, что Алексей умер еще юношей, и на трон после кончины царя Алексея Михайловича, сел его младший брат - умный, но хилый Федор, довольно тоже быстро сошел в могилу. Бояре в тупике, кого кликнуть на царство: законного наследника, вечно больного царевича Ивана, сына Милославской - первой жены покойного Алексея Михайловича, или отпрыска Нарышкиной - второй жены царя – малолетнего Петра? Кстати, потом по Москве шушукались, что Петр прижи

Считается, что царевна Софья была посредственной правительницей, за спиной которой стоял мудрый советник князь Василий Голицын. Но так ли это, или она пригрела змею на груди?

Царевна Софья. Иллюстрация из интернета, выполненная на основании старинной гравюры.
Царевна Софья. Иллюстрация из интернета, выполненная на основании старинной гравюры.

Царевна Софья – уникальное явление в Российской истории, правительница, не уступившая по значительности своих деяний ни английской королеве Елизавете, ни немке Екатерине Второй.

Обучаясь вместе с царевичами Алексеем и Федором, которых готовили к управлению государством, она получила самое лучшее по тем временам образование, имела цепкий ум и вполне миловидную внешность. Но случилось так, что Алексей умер еще юношей, и на трон после кончины царя Алексея Михайловича, сел его младший брат - умный, но хилый Федор, довольно тоже быстро сошел в могилу.

Бояре в тупике, кого кликнуть на царство: законного наследника, вечно больного царевича Ивана, сына Милославской - первой жены покойного Алексея Михайловича, или отпрыска Нарышкиной - второй жены царя – малолетнего Петра?

Кстати, потом по Москве шушукались, что Петр прижит Натальей не от законного мужа. Самого императора жутко бесили эти слухи. Он даже как-то попытался вздернуть на дыбу собственного дядю, требуя сказать, чей он сын, на что тот прошипел, кривясь от боли: «А черт тебя знает…»

Для сомнений в принадлежности Петра к роду Романовых были веские причины: все члены династии были невысокие, полные, спокойные любители книг. Высоченный и буйный Петруша, всю жизнь писавший с дикими ошибками, мало походил на родню. Сейчас принято восхищаться тем, как Петр трудился на верфях и в кузнице, но, согласитесь, что это не дело государя, которому самим Богом предназначено отвечать за подвластных ему людей, а Петр, придя к власти, тут же спихнул ее на Ромодановского и удрал пилить доски в страны будущего НАТО. Несомненно, Софья с ужасом думала о том, что ему достанется огромная страна.

Не буду пересказывать историю Стрелецкого бунта или Хованщины – это, кто не в курсе, к Википедии, ну, или можно прочесть в моей книге «Первая женщина на русском троне. Царевна Софья против Петра-«антихриста»: https://www.litres.ru/book/irena-garda-32803270/pervaya-zhenschina-na-russkom-trone-carevna-sofya-pro-70056343/.

Моя книга на Литрес.
Моя книга на Литрес.

Однако хочу отметить, что многое из того, за что мы чтим первого императора, начали еще его отец, брат и старшая сестра. В заслуги Софьи следует засчитать предотвращение гражданской войны, в которую грозил перерасти бунт, примирение с Польшей и приведение украинской церкви под руку Московской патриархии (понимаю, что многие за это на меня осерчают, но из песни слов не выкинешь).

Но, главное, что Софья первая решилась выйти из теремного заточения на свет. До нее царевны были обречены тихо проживать свою жизнь в «золотых клетках», выезжая только на богомолье, да и то в карете с плотно зашторенными окнами. Так виновата ли Софья, что хотела вырваться на волю?

Но вернемся к советнику Софьи князю Василию Голицыну, двоюродный брат которого Борис Голицын ошивался в свите Петра. Князь Василий был умным человеком, очень образованным и с настолько прогрессивными взглядами, что круче не придумаешь. Выполнял дипломатические поручения, воеводил в Чигирине. И вдруг, когда дело дошло до Крымских походов он стал слабоумным трусом. Первый раз его войско вышло поздно, хотя все его торопили, в том числе гетман Самойлович, на которого потом списали все грехи.

Бояре скрипнули зубами, но промолчали. Но на следующий год повторилась старая история. Правда, русское войско дошло-таки до Перекопа, где стояла маленькая татарская крепость, но вместо того, чтобы быстро ее захватить и пойти на Бахчисарай, Голицын поворачивает назад, едва не ухайдакав и второе войско. Якобы татары обещали больше не угонять русских в полон и не просить дани.

В Москве это самоуправство вызвало шок. А ведь знал князюшка, что под Софьей качается трон, и поражение в войне для нее равносильно гибели.

И вот тут возникает интересный вопрос: неужели так изменился бывший воевода? Или его кузен предложил брату прощение Петра в обмен за подставу Софьи? Уж очень на это похоже. Тем более, что перед началом финальной разборки Софьи с Петром князь Василий предусмотрительно сбежал в имение Медведково. Хитрый царедворец не учел, что Петр не страдал излишним благородством. Да, он оставил князя Василия в живых, но лишил имущества, титула и сослал с семьей на далекий Север, откуда тот писал императору жалостивые письма.

Вот такая история. Почитайте книжку, на пожалеете.