Найти в Дзене
Москва памятная

Работы великого русского портретиста Левицкого из собрания Третьяковской галереи. Часть вторая

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Предлагаю вашему вниманию продолжение рассказа о работах выдающегося русского художника – портретиста Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822) представленных в собрании Третьяковской галереи.

Портрет П.В Бакунинa Большого

-2

Бакунин Пётр Васильевич (Большой) (1725-1800)

Сын действительного статского советника, члена присутствия Иностранной коллегии Василия Михайловича Бакунина (1700 – 1766).
Прозвище Большой употреблялось дабы не путать его с дальним родственником и полным тезкой Петром Васильевичем Бакуниным (Меньшим) (1732—1786).
Окончив Сухопутный шляхетный корпус, с 1743 служил переводчиком в чине поручика в Камер-конторе лифляндских и эстляндских дел, через три года он дослужился до чина секретаря. Хорошее знание иностранных языков позволило ему поступить в 1748 асессором в Иностранную коллегию. В 1760-е служил в Петербургской Публичной экспедиции. Завершил свою 43-летнюю карьеру в чине действительного статского советника Коллегии иностранных дел. Предок (двоюродный дед) одного из основоположников социального анархизма Михаила Бакунина (1814 – 1876)
Левицкий изобразил на портрете сдержанно улыбающегося мужчину средних лет, одетого в повседневный, но дорогой, бархатный кафтан цвета маренго.
На груди у него мы видим звезду ордена Святой Анны. Поскольку точно известно, что этой высокой награды Петр Васильевич был удостоен в 1798 году, а портрет датирован 1782 годом, становится понятным, что орден был дописан позже.
В собрание Третьяковской галереи портрет попал в 1902 году.

Портрет E.A Бакуниной

-3

Екатерина Андреевна Бакунина (1736–?)

Супруга Пётра Васильевича Бакунина (Большого) и мать трёх его дочерей: Анны, Александры и Марии.
Портрет был написан Дмитрием Левицким в 1782 году и являлся парным с портретом её мужа, о котором мы говорили выше. Никаких особенных сведений о жизни этой женщины не сохранилось, но может быть, в этом есть своя прелесть. Перед нами не парадный портрет знатной дамы в роскошном платье с драгоценностями, а обычная женщина, жившая лет 250 назад.
Левицкий, который к началу 80-х годов 18 века достиг пика своего мастерства, удивительно тщательно воспроизводит не только черты лица, но и каждую деталь одежды и даже фактуру ткани. Но главное что меня лично всегда поражает в женских портретах того времени, это глаза. На полотнах больших мастеров, в том числе и Левицкого, они всегда придают лицу удивительно живое выражение, и кажется, смотрят на тебя «из тьмы былого».

Портрет Урсулы Мнишек

-4

Урсула Мария Анна Мнишек (1757 — 1816). Польская аристократка жена графа Михаила Мнишека, и племянница последнего польского короля Станислава Понятовского.
Её знаменитый портрет был написан Левицким весной 1782 года, когда графиня с мужем впервые приехала в Санкт-Петербург и была представлена ко двору.
Портрет имеет овальную форму, что достаточно редко встречается в творчестве Левицкого, но в данном случае это придает дополнительную прелесть и выразительность одному из лучших портретов кисти великого портретиста. По воспоминаниям современников, Урсула была особой весьма образованной, но болезненно тщеславной и надменной. Как мне кажется, живописцу удалось удивительно точно передать эти черты характера польской аристократки. Она смотрит на нас немного снисходительно и улыбка её явно отрепетированная и ироничная. Она всем своим выражением лица и позой, как бы дает понять зрителю, что знает себе цену и милостиво разрешает возиться её красотой.
Более 100 лет портрет хранился в семье Мнишек, но в 1908 году их дела пошли совсем плохо. Родовая коллекция живописи была выставлена на продажу и портрет приобрела Евфимия Павловна Носова, урожденная Рябушинская. После Февральской революции 1917 года, она передала всю свою коллекцию произведений искусства в Третьяковскую галерею на временное хранение. Однако, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временные решения и сегодня у нас с вами есть возможность полюбоваться портретом польской графини покинувшей этот мир более 200 лет назад.

Портрет Анны Давиа Бернуцци

-5

Анна Давиа Бернуцци (1733-1811) – оперная певица, итальянка более 10 лет блиставшая на сцене Эрмитажного театра. Прибыв в Петербург в 1782 году, она мгновенно стала главной оперной звездой столичной сцены. Выступала главным образом в операх популярного в то время Дж. Паизиелло. Как это нередко бывает и сегодня, была предметом обожания сильных мира сего мужского пола. Главным её покровителем, или говоря нынешним языком «папиком» стал один из самых видных сподвижников Екатерины Великой князь Александр Андреевич Безбородько.
Он то и заказал портрет Левицкому портрет оперной дивы.
Дмитрий Григорьевич изобразил Анну Бернуции в одном из сценических образов. Нам сегодня трудно судить о женской моде конца 18 века, но специалисты говорят, что вычурное украшенное многочисленными бантами платье в сочетании с соломенной шляпкой убранной цветами это явные атрибуты театрального костюма. Поза и выражение лица то же весьма артистичны.

Честно сказать я не знаю, сколько певица получала по контракту с «Комитетом над зрелищами и музыкой», но Безбородько устроил ей поистине царскую жизнь. По свидетельствам современников он тратил на содержание своей фаворитки по 8000 рублей в месяц и буквально осыпал драгоценностями. Не могу сказать, было ли известно об этом императрице, но когда в 1793 году она узнала, что князь подарил своей симпатии 40000 рублей, то распорядилась выслать её из России в 24 часа.
Портрет хранившийся в доме бездетного и никогда не женившегося Безбородько, каким то образом после его смерти оказался в семье Милорадовичей. В 1902 граф Григорий Александрович Милорадович (1839—1905) продал его Третьяковской галерее.

Портрет Агаши

-6

Агафья Дмитриевна Левицкая, в замужестве Андреева. Единственная, любимая дочь художника портрет которой он написал в 1785 году накануне её свадьбы.
Любящий отец изобразил Агашу традиционном русском свадебном наряде. Милое улыбающееся девичье лицо наполнено предвкушением предстоящей свадьбы. Важной деталью нехарактерной для творчества Левицкого является натюрморт на столе.
Каравай хлеба, соль в изящной солонке, кубок с питьем, расположенные на украшенной крупным орнаментом скатерти, все это явные атрибуты предстоящей свадьбы. Композиционно портрет схож с парадным, но по своему содержанию он больше подходит к определению «бытовой».

До 1917 года портрет Агаши принадлежал семейству Рябушинских. Во время революционных событий был передан на временное хранение в Третьяковку и с тех пор находится здесь более 100 лет.

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Предыдущие публикации серии