Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников младшей группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Уважаемые коллеги, подписывайтесь на мой канал! Хочу быть вам полезной.
В конце статьи - "волшебная фраза" специально для Тебя на сегодня))
Занятие № 15.
Задачи:
Формировать представление о (об):
· параметрах величины (толщина) и соответствующих им величинных характеристиках объектов окружающего мира («толстый», «тонкий»).
Развивать умение:
· сравнивать предметы по параметрам величины (толщина) приложением; обозначать результат сравнения словами «толще - тоньше»;
· называть величинные характеристики («толстый», «тонкий») и показывать параметры величины предмета (толщина);
Продолжать развивать умение:
· устанавливать отношения между группами предметов практическим путем приложения;
· отвечать на вопросы «Чего больше?», «Чего меньше?» выражениями «столько - сколько», «поровну», «одинаково»;
· ориентироваться на себе, выделяя правую и левую стороны;
· определять расположение объектов на плоскости: вверху, внизу; словесно обозначать их.
Воспитывать:
· интеллектуальные чувства, культуру познания;
· чувство уверенности в себе, комфорта в окружающем.
Демонстрационный материал: Картинка с изображением домика, деревьев разной толщины, пеньков разной толщины (можно нарисовать этот сюжет на магнитной доске); изображение матрёшки на магнитной основе; игрушка-матрёшка; два цилиндра равные по высоте, но разные по толщине (диаметру основания).
Раздаточный материал: два цилиндра равные по высоте, но разные по толщине (диаметру); карточки с двумя полосками (на верхней полоске четыре изображения ёлочек), мелкие игрушки (например, матрёшки) -по 6 шт.
Ход занятия.
1. Дети сидят вокруг небольшого стола возле доски.
– Дети, я расскажу вам сказку про матрёшку.
На доске размещается картинка с изображением домика, деревьев разной толщины и др. Изображение матрёшки на магнитной основе будет переставляться по картинке.
- Жила-была Матрёшка в деревянном домике.
- Возле домика росли два дерева. Одно дерево называлось…как называется дерево, возле которого сейчас стоит матрёшка? …Правильно, берёза. Берёза была тонкая. У неё был вот такой тонкий ствол.
Воспитатель показывает двумя руками (с отведёнными большими пальцами) толщину ствола.
- Веточки у берёзы тоже были тонкие, вот такие.
Воспитатель показывает толщину разведёнными пальцами одной руки..
- А ещё возле домика матрёшка росла сосна. Вот она. У берёзы ствол был тонкий, а у сосны ствол…какой? …толстый. Вот такой.
Воспитатель показывает двумя руками (с отведёнными большими пальцами) толщину ствола.
- Веточки у сосны тоже были …какие толстые или тонкие? …толстые.
- Ствол сосны был таким толстым, что в нём даже было дупло, в котором жила белочка.
- Матрёшка любила играть в прятки. Давайте поиграем с ней. Вы закроете глаза, а она спрячется под тонким или под толстым деревом.
Воспитатель переставляет матрёшку то к толстому, то к тонкому дереву, дети называют, где спряталась матрёшка («под толстым деревом», «под тонким деревом»). Игру повторяется 2-3 раза.
- А ещё возле дома было два пенька. Вот они. Здесь когда-то росли деревья, а теперь их спилили, остались пеньки.
Воспитатель ставит матрёшку то на один, то на другой пенёк.
- Сейчас матрёшка стоит на толстом или на тонком пеньке?
- А сейчас на каком: на толстом или на тонком?
- Ваня, поставь матрёшку возле толстого дерева.
- Возле какого дерева ты поставил матрёшку: возле толстого или возле тонкого?
Воспитатель вызывает ещё 2-3 детей для выполнения аналогичного задания («возле тонкого дерева», «на тонкий пенёк»).
- Пошла матрёшка гулять… вот она выходит из картинки…
2. Воспитатель прячет плоскостное изображение, и выставляет на стол объёмную игрушку-матрёшку.
- Шла она шла…и увидела два столбика.
Воспитатель выставляет на стол два цилиндра равные по высоте, но разные по толщине.
- Назовите геометрическую фигуру, на которую похожи столбики (цилиндр).
- Какого цвета цилиндры? (красного и жёлтого).
- Давайте подскажем матрёшке, столбики одинаковые или разные по толщине. Посмотри, матрёшка, столбики надо приложить вот так.
Воспитатель прикладывает цилиндры основаниями друг к другу.
- Видишь, жёлтый столбик выступает, значит, он толще, чем красный.
- Красный столбик тонкий, а жёлтый – толстый.
- Один из столбиков - волшебный. Если стать на него, то исполнится самое главное желание. Но, какой из них волшебный, матрёшка не знает. Давайте поможем матрёшке.
- Катя, поставь матрёшку на толстый столбик. На какой столбик ты поставил матрёшку?
- Саша, поставь на тонкий столбик. На какой столбик ты поставил матрёшку?
Ещё 2-3 ребёнка выполняют аналогичное задание.
- Ой, ничего не происходит. А мы же не спросили, какое желание у матрёшки. Матрёшка, скажи, чего ты больше всего хочешь?
Матрёшка «шепчет» воспитателю на ухо.
- Матрёшка говорит, что хочет, чтобы у неё появились подружки.
- Я вспомнила, надо стать на толстый столбик и сказать волшебные слова: «Один, два, три, покружись. Подружка, появись».
- Надя, помоги матрёшке. Поставь её на толстый столбик и скажи волшебные слова «Один, два, три, покружись, подружка, появись». А мы все поможем сказать волшебные слова.
Ребёнок ставит матрёшку на толстый столбик, дети проверяют, на толстый или на тонкий цилиндр поставлена игрушка; все вместе произносят «волшебные слова».
- Ой, я, кажется, вижу много маленьких матрёшек-подружек. Ребята посмотрите в нашем игровом уголке, там появились матрёшки. Возьмите по одной матрёшке.
3. Воспитатель берёт большую матрёшку, выходит на середину комнаты; предлагает детям с матрёшками в руках подойти к ней.
- Матрёшка, смотри, твоё желание исполнилось. Вон сколько у тебя подружек. Дети, сколько подружек стало у матрёшки?
- Всем стало весело, и стали подружки танцевать.
Музыкальная танцевальная пауза.
4. – А маленькие матрёшки тоже хотят найти волшебные столбики.
- Смотрите, вот они.
Воспитатель привлекает внимание детей к раздаточному материалу на столах.
Дети садятся за столы.
- Посмотрите на ваши столбики. Одинаковые или разные они по толщине (разные).
- Приложите столбики друг к другу. Найдите толстый столбик и поставьте на него матрёшку.
Дети выполняют задание. Воспитатель при необходимости помогает сравнить цилиндры способом приложения.
- На толстом или на тонком столбике стоит матрёшка? (На толстом).
- А матрёшки хотят, чтобы у них было ещё больше друзей. Они бы вместе гуляли в лесу под ёлочками. Вы все правильно поставили матрёшек на толстый столбик, значит, желание сбудется.
- Смотрите, а вот и ёлочки.
Воспитатель раздаёт карточки с двумя полосками. На верхней полоске изображены четыре ёлочки.
- Сколько ёлочек нарисовано на верхней полоске? (Принимаются ответы и «много», и «четыре»).
- А вот и подружки.
Воспитатель ставит на каждый стол поднос с игрушками-матрёшками.
- Поставьте на нижнюю полоску столько матрёшек, сколько нарисовано ёлочек на верхней полоске.
- Не забудьте, что карточку надо придерживать левой рукой, а матрёшек брать правой рукой; выставлять слева направо.
Дети выполняют задание. Воспитатель проводит индивидуальную работу. Обязательно обращает внимание на то, какой рукой и в каком направлении выкладываются изображения. Указывает на то, что матрёшка должна стоять точно под каждой ёлочкой. Детям, которые самостоятельно не могут поставить матрёшку точно под изображением каждой ёлочки, показывает практический способ: «Поставим матрёшку на ёлочку, а потом сдвигаем на нижнюю полоску» (матрёшка опускается вертикально вниз на нижнюю полоску).
По ходу работы детей воспитатель проверяет выполнение задания: «На верхней или на нижней полоске нарисованы ёлочки? На верхней или на нижней полоске стоят матрёшки? Под каждой ёлочкой стоит матрёшка? Чего больше: матрёшек или ёлочек? (их поровну; матрёшек столько, сколько ёлочек)».
- Все матрёшки скоро уйдут в свою сказку. Они все будут дружить, жить-поживать и добра наживать.
- Какое желание бы вы загадали, если бы нашли в сказке волшебный столбик?