Найти в Дзене

Как воспитателю познакомить детей с параметром величины "толщина". Конспект занятия по математике для детей 3-4 лет (№15).

Оглавление

Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников младшей группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.

В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.

Уважаемые коллеги, подписывайтесь на мой канал! Хочу быть вам полезной.

В конце статьи - "волшебная фраза" специально для Тебя на сегодня))

Занятие № 15.

Задачи:

Формировать представление о (об):

· параметрах величины (толщина) и соответствующих им величинных характеристиках объектов окружающего мира («толстый», «тонкий»).

Развивать умение:

· сравнивать предметы по параметрам величины (толщина) приложением; обозначать результат сравнения словами «толще - тоньше»;

· называть величинные характеристики («толстый», «тонкий») и показывать параметры величины предмета (толщина);

Продолжать развивать умение:

· устанавливать отношения между группами предметов практическим путем приложения;

· отвечать на вопросы «Чего больше?», «Чего меньше?» выражениями «столько - сколько», «поровну», «одинаково»;

· ориентироваться на себе, выделяя правую и левую стороны;

· определять расположение объектов на плоскости: вверху, внизу; словесно обозначать их.

Воспитывать:

· интеллектуальные чувства, культуру познания;

· чувство уверенности в себе, комфорта в окружающем.

Демонстрационный материал: Картинка с изображением домика, деревьев разной толщины, пеньков разной толщины (можно нарисовать этот сюжет на магнитной доске); изображение матрёшки на магнитной основе; игрушка-матрёшка; два цилиндра равные по высоте, но разные по толщине (диаметру основания).

Раздаточный материал: два цилиндра равные по высоте, но разные по толщине (диаметру); карточки с двумя полосками (на верхней полоске четыре изображения ёлочек), мелкие игрушки (например, матрёшки) -по 6 шт.

Ход занятия.

1. Дети сидят вокруг небольшого стола возле доски.

– Дети, я расскажу вам сказку про матрёшку.

На доске размещается картинка с изображением домика, деревьев разной толщины и др. Изображение матрёшки на магнитной основе будет переставляться по картинке.

- Жила-была Матрёшка в деревянном домике.

- Возле домика росли два дерева. Одно дерево называлось…как называется дерево, возле которого сейчас стоит матрёшка? …Правильно, берёза. Берёза была тонкая. У неё был вот такой тонкий ствол.

Воспитатель показывает двумя руками (с отведёнными большими пальцами) толщину ствола.

- Веточки у берёзы тоже были тонкие, вот такие.

Воспитатель показывает толщину разведёнными пальцами одной руки..

- А ещё возле домика матрёшка росла сосна. Вот она. У берёзы ствол был тонкий, а у сосны ствол…какой? …толстый. Вот такой.

Воспитатель показывает двумя руками (с отведёнными большими пальцами) толщину ствола.

- Веточки у сосны тоже были …какие толстые или тонкие? …толстые.

- Ствол сосны был таким толстым, что в нём даже было дупло, в котором жила белочка.

- Матрёшка любила играть в прятки. Давайте поиграем с ней. Вы закроете глаза, а она спрячется под тонким или под толстым деревом.

Воспитатель переставляет матрёшку то к толстому, то к тонкому дереву, дети называют, где спряталась матрёшка («под толстым деревом», «под тонким деревом»). Игру повторяется 2-3 раза.

- А ещё возле дома было два пенька. Вот они. Здесь когда-то росли деревья, а теперь их спилили, остались пеньки.

Воспитатель ставит матрёшку то на один, то на другой пенёк.

- Сейчас матрёшка стоит на толстом или на тонком пеньке?

- А сейчас на каком: на толстом или на тонком?

- Ваня, поставь матрёшку возле толстого дерева.

- Возле какого дерева ты поставил матрёшку: возле толстого или возле тонкого?

Воспитатель вызывает ещё 2-3 детей для выполнения аналогичного задания («возле тонкого дерева», «на тонкий пенёк»).

- Пошла матрёшка гулять… вот она выходит из картинки…

2. Воспитатель прячет плоскостное изображение, и выставляет на стол объёмную игрушку-матрёшку.

- Шла она шла…и увидела два столбика.

Воспитатель выставляет на стол два цилиндра равные по высоте, но разные по толщине.

- Назовите геометрическую фигуру, на которую похожи столбики (цилиндр).

- Какого цвета цилиндры? (красного и жёлтого).

- Давайте подскажем матрёшке, столбики одинаковые или разные по толщине. Посмотри, матрёшка, столбики надо приложить вот так.

Воспитатель прикладывает цилиндры основаниями друг к другу.

- Видишь, жёлтый столбик выступает, значит, он толще, чем красный.

- Красный столбик тонкий, а жёлтый – толстый.

- Один из столбиков - волшебный. Если стать на него, то исполнится самое главное желание. Но, какой из них волшебный, матрёшка не знает. Давайте поможем матрёшке.

- Катя, поставь матрёшку на толстый столбик. На какой столбик ты поставил матрёшку?

- Саша, поставь на тонкий столбик. На какой столбик ты поставил матрёшку?

Ещё 2-3 ребёнка выполняют аналогичное задание.

- Ой, ничего не происходит. А мы же не спросили, какое желание у матрёшки. Матрёшка, скажи, чего ты больше всего хочешь?

Матрёшка «шепчет» воспитателю на ухо.

- Матрёшка говорит, что хочет, чтобы у неё появились подружки.

- Я вспомнила, надо стать на толстый столбик и сказать волшебные слова: «Один, два, три, покружись. Подружка, появись».

- Надя, помоги матрёшке. Поставь её на толстый столбик и скажи волшебные слова «Один, два, три, покружись, подружка, появись». А мы все поможем сказать волшебные слова.

Ребёнок ставит матрёшку на толстый столбик, дети проверяют, на толстый или на тонкий цилиндр поставлена игрушка; все вместе произносят «волшебные слова».

- Ой, я, кажется, вижу много маленьких матрёшек-подружек. Ребята посмотрите в нашем игровом уголке, там появились матрёшки. Возьмите по одной матрёшке.

3. Воспитатель берёт большую матрёшку, выходит на середину комнаты; предлагает детям с матрёшками в руках подойти к ней.

- Матрёшка, смотри, твоё желание исполнилось. Вон сколько у тебя подружек. Дети, сколько подружек стало у матрёшки?

- Всем стало весело, и стали подружки танцевать.

Музыкальная танцевальная пауза.

4. – А маленькие матрёшки тоже хотят найти волшебные столбики.

- Смотрите, вот они.

Воспитатель привлекает внимание детей к раздаточному материалу на столах.

Дети садятся за столы.

- Посмотрите на ваши столбики. Одинаковые или разные они по толщине (разные).

- Приложите столбики друг к другу. Найдите толстый столбик и поставьте на него матрёшку.

Дети выполняют задание. Воспитатель при необходимости помогает сравнить цилиндры способом приложения.

- На толстом или на тонком столбике стоит матрёшка? (На толстом).

- А матрёшки хотят, чтобы у них было ещё больше друзей. Они бы вместе гуляли в лесу под ёлочками. Вы все правильно поставили матрёшек на толстый столбик, значит, желание сбудется.

- Смотрите, а вот и ёлочки.

Воспитатель раздаёт карточки с двумя полосками. На верхней полоске изображены четыре ёлочки.

- Сколько ёлочек нарисовано на верхней полоске? (Принимаются ответы и «много», и «четыре»).

- А вот и подружки.

Воспитатель ставит на каждый стол поднос с игрушками-матрёшками.

- Поставьте на нижнюю полоску столько матрёшек, сколько нарисовано ёлочек на верхней полоске.

- Не забудьте, что карточку надо придерживать левой рукой, а матрёшек брать правой рукой; выставлять слева направо.

Дети выполняют задание. Воспитатель проводит индивидуальную работу. Обязательно обращает внимание на то, какой рукой и в каком направлении выкладываются изображения. Указывает на то, что матрёшка должна стоять точно под каждой ёлочкой. Детям, которые самостоятельно не могут поставить матрёшку точно под изображением каждой ёлочки, показывает практический способ: «Поставим матрёшку на ёлочку, а потом сдвигаем на нижнюю полоску» (матрёшка опускается вертикально вниз на нижнюю полоску).

По ходу работы детей воспитатель проверяет выполнение задания: «На верхней или на нижней полоске нарисованы ёлочки? На верхней или на нижней полоске стоят матрёшки? Под каждой ёлочкой стоит матрёшка? Чего больше: матрёшек или ёлочек? (их поровну; матрёшек столько, сколько ёлочек)».

- Все матрёшки скоро уйдут в свою сказку. Они все будут дружить, жить-поживать и добра наживать.

- Какое желание бы вы загадали, если бы нашли в сказке волшебный столбик?

"Не ждите чудес! Чудите сами!"