Удивительно утонченная киноработа, раскрывающая несчастье любви, боль ожидания и надежду на еще одну попытку — на 13 курант или на 25 час. Это было время, когда царил великий матриархат: женщины влиятельного клана правили на территории «Северных полей» — отдельного мира, напоминающий суровую по холоду и порядкам Россию — и жили в ожидании любви. Никто не думал, что в один миг все изменится и начнется хаос.
В работе над «Северным ветром» в роли сценариста и режиссера Рената использовала практически всё возможное в сфере искусства. Фильм создан по мотивам многолетнего спектакля в МХТ им. А. П. Чехова — театрально режиссерского дебюта Литвиновой. В картине также играют звёзды российского кино, такие как Татьяна Пилецкая, Софья Эрнст, Максим Шагин и даже дочка Ренаты — Ульяна Добровская.
Музыку для картины написала соратница Литвиновой — Земфира Рамазанова. Песни певицы после семи лет молчания превращаются в новые хиты, представляющие премьеру всей стране: «Злой человек» — олицетворение одного из главного мотива, заложенного в киноработе.
i. Время в «Северных полях»
В своем фильме Рената переплетает эпохи и вольно обращается с законами времени. Жители дома пользуются канделябрами и электрическими лампами, телефоном начала XX века и пассажирскими авиалиниями. Даже пластическая хирургия, которой владеет профессор Жгутик, уже достигла современных высот. При этом клан, наперекор всемирному прогрессу, будто бы застыл в своем мире. Например, хозяйки дома хранят деньги в закопанных сундуках и ищут их в маске «птичьего клюва». Женская красота в фильме практически не увядает, и даже состарившись, героини они не теряют способность мыслить и принимать участие в семейных вопросах.
Всю временную кору и устоявшуюся жизнь ломает внезапная смерть недавно обретенной надежды в семье — невесты одного из персонажей. Словно перезапуская механизм, дом постепенно начнет ветшать: сначала сгниет скамейка в богатом саду, потом ассигнации, спрятанные в сундуках «Северных полей», сам дом и люди, которые в нем живут.
Каждый Новый год — особый праздник в полях — будет проходить все беднее и тревожнее. Столовый хрусталь сменится стеклом и жестяными кастрюлями, а изысканные блюда — пресной вареной картошкой. Для зрителя потускнеют цвета не только в убранстве дома, но и в нарядах всех героев: не останется блеска украшений, а бурьян, покрывший дом, прорастет в волосах героинь.
ii. Визуал, как отражение внутреннего и трепещущего
Не сказать о роли одежды и аксессуаров в создании образа — не затронуть даже часть мыслей режиссера. Маргарита — персонаж Ренаты — стойкая, мужественная и всю жизнь ждущая звонка от любимого человека: «Сейчас я губами только ем, пью, разговариваю… Ну, и крашу».
Почти все наряды героини созданы в мрачных оттенках черного и темно-синего. Взрывы цвета, то есть эмоций, в нарядах Маргариты зритель увидит лишь трижды — во время семейной ссоры перед Новым годом; вечером, когда Маргарита топит горе в шампанском, лежа в ванной, а также в конце, когда на минуту покажется, что Маргарита наконец-то дождалась своего возлюбленного.
В кульминационной сцене, когда героиня борется с нынешней невестой сына, Фаиной, она одета в платье в горизонтальную черно-белую полоску — воплощение борьбы доброго и злого. Однако черного в этом наряде больше — он дублируется в плотных колготках и туфлях, что говорит о превосходстве темного в характере Маргариты под конец фильма.
Важнейшую роль в образе Маргариты играют и украшения, большая часть которых собирала сама Литвинова. В начале фильма показаны яркие сверкающие изделия, например, серьги-листья с изумрудами московской мастерской Ninotchka Jewels. К финалу же «Северного ветра» украшений на Маргарите почти не остается.
Исчезает даже особенная художественная деталь, кольцо-мундштук, что говорит о приземлении образа — теперь героиня держит сигарету между пальцами.
iii. Мужское начало
На протяжении всего фильма показано эмоциональное главенство женщин над мужчинами. Если героини способны проживать страдание внутри себя и мыслить рационально в моменты хаоса, то мужчины слепо цепляются за подолы платьев и живут одной трагедией, ломаясь и топя свою судьбу в алкоголе: «Что-то случилось с кровью мужчин: они оставались детьми».
Такой характер отразился и в их костюмах, в которые добавлены мрачные оттенки черного, темно-синего и фиолетового: одежда почти не различается по цветам и напоминает халаты.
Однако все же у пары мужчин в клане есть характер, пусть и слабый. Он выражен как в отдельных деталях, например, пришитая к телу фотография погибшей невесты у Бенедикта, так и в поступках: профессор Жгутик, не простив измены возлюбленной, оперирует и возвращает ей непривлекательную внешность, а тот же Бенедикт, сходя с ума от смерти невесты, покупает самолёт с её именем и дарит его жене: «Вот мой подарок на Новый год. Чтобы ты летала. Чтобы ты летала, как Фанни. Чтобы ты летала в честь Фанни. И наконец улетела».
Хьюго — внук Маргариты — лишь он, отстраняясь от чувств, решительно идёт на войну.
vi. Критика «Северного ветра» (изыски поклонников артхаусного кино)
«Северный ветер» не удастся понять с первого раза. Литвинова лишь немного приоткрывает занавес клана и рассказывает о своём сказочном мире без спешки. Однако, диапазон оценок этого фильма, наверное, самый широкий из всех киноработ, о которых я писала на канале.
Такие значимые фигуры в публицистике и журналистике, как Дмитрий Быков и Владимир Познер, назвали фильм произведением искусства — лучшим, что Рената делала за свою карьеру.
Большинство зрителей же решило высказаться о музыкальном сопровождении: песни Земфиры — это «разные миры, которые не сливаются в единое целое, а, наоборот, разрастаются во всем фильме», но их «катастрофически не хватает».
Люди, преимущественно на «КиноПоиске», успели также отметить неуместную театрализованность и критично оценить игру актёров, в особенности Ренаты: «То, что этот фильм снят по пьесе, которую Литвинова с сотоварищами играет в театре, я узнал уже после просмотра. Да, свои монологи они знают на зубок, но вот актёрская игра желает лучшего. Даже в игре такой актрисы как Ходченкова, которая славится своими актерскими отыгрышами, здесь во всю сквозить фальшь и жеманность», «ужасающе много Ренаты Литвиновой. Не просто много, а по-настоящему завались. В любой сцене, в которой нет крупного плана актрисы, обязательно торчат «её уши» в качестве голоса или отсылок».
На удивление, совсем немногие в своих рецензиях акцентировали внимание на теме феминизма в работе. На других популярных сайтах есть всего несколько заголовков с отрицательным подтекстом — «Матриархат, который мы (не)заслужили», «К чему было говорить о матриархате?» Положительные же эмоции спрятались в небольших абзацах: «Когда-то я разговорился с московским таксистом: «В Москве мужиков много, мужчин нет!» Вот на этом послании и основана вся сюжетная линия фильма-спектакля: «Мужчин нет!», «Матриархат или патриархат? А что, если нет никакой разницы?»
Несомненно, работу Литвиновой следует отнести к жанру артхауса — специфичного, символичного и элитарного кино. Возможно, как и многие представители таких фильмов, Рената не стремилась к кассовому успеху и работала на аудиторию, которая хотела бы посвятить время немассовой культуре и посмотреть на реальность через ещё одно сознание — неоднозначного, но изящного, стильного и литвиновского.