После выхода этого фильма, мир изменился. Мир кино, конечно. Насмотренный зритель поймет суть подобной метаморфозы. Неореализм с мощью и напором ворвался в искусство и полонил всех без исключения. Сценарий фильма писали несколько человек, в их числе и Федерико Феллини, и сам Росселлини. С их голевой подачи итальянское кино на долгие годы стало эталоном реалистичности и документализма.
Действие происходит в оккупированном немцами городе, в 1944-м. Росселлини снимал по горячим следам: ушли немцы, пришли американцы. Центральный персонаж - священник - главная и лучшая роль Альдо Фабрици. Удивительно, что эту огромную и незабываемую драматическую роль исполнил комик. Тут и надрыв и человечность. Финальные кадры с детьми, которых он воспитывал, рвут сердце на части.
И конечно же, Анна Маньяни. Именно после этого фильма она стала в Италии живой легендой и актрисой номер один. Собственно, не только в Италии. Эта её роль всполошила многих. Результат - множество наград за роль второго плана.
А фильму так вообще Гран-при в Каннах выдали. Оно и правильно. Такой фильм раз посмотришь - не забудешь никогда в жизни. Апофеоз - фраза священника (Альдо Фабрици) в конце: "Хорошо умирать не трудно, трудно хорошо жить..."