Подразделение искусственного интеллекта Google DeepMind не просто программирует ИИ для компьютерных игр. Недавно разработанная языковая модель компании смогла решить знаменитую математическую головоломку, которая ранее считалась неразрешимой. Это показывает, что ИИ может не только в полной мере использовать предоставляемые им обучающие данные, но и сам генерировать новые идеи.
Однако программа FunSearch от Google DeepMind не является каким-то выдающимся образцом искусственного интеллекта. От большинства предложенных им решений пришлось отказаться. Программа нацелена на поиск математических функций, отсюда и название FunSearch. Это не первый математический ИИ в Google, но один из немногих, который использует большую языковую модель (LLM, Large Language Model) для поиска решений. В качестве основы служит модель Google PaLM 2, которая была дополнительно усовершенствована для работы с компьютерным кодом.
Итак, исследователи описали задачу для решения на языке программирования Python, но опустили некоторые фрагменты кода, которые могли бы помочь. Они попросили FunSearch заполнить пробелы. Затем второй алгоритм проверял, имеют ли смысл предложенные ИИ решения. Большинство из них не имели никакого смысла, а некоторые были «действительно вдохновляющими», как говорит соавтор исследования Пушмит Кохли.
Чтобы проверить универсальность FunSearch, исследователи попросили ИИ решить еще одну головоломку: проблему с упаковкой мусорных баков или проблему с контейнером. Идея состоит в том, чтобы упаковать предметы в как можно меньшее количество контейнеров. Это важно для целого ряда приложений в области вычислений, от управления центром обработки данных до электронной коммерции. Модель FunSearch нашла решение, которое работает быстрее, чем методы, разработанные ранее людьми.