Найти тему

Кровь на асфальте как антураж Тик Тока

Оглавление
Кадр из сериала "Слово пацана".
Кадр из сериала "Слово пацана".

Конечно, российское кино взорвало бомбу. «Слово пацана» смотрит всё постсоветское «коммьюнити». Кино-платформы цифрового пространства не имеют границ. Рейтинги сериала зашкаливают во всех республиках бывшего Союза. Вроде, Азербайджан и Киргизия ещё не осознали, но, уверен, очень быстро исправятся.

Во все языки и наречия просочилось арго русско-татарской улицы конца 90-х годов. Со всем его «старшаками», «чушпанами» и «скорлупой».

А вот что показывает поиск по слову «чушпан» в соцестях, в том числе и запрещённых на территории РФ.

— школа бровистов «Brow Art Barnaul» публикует фотографию ученицы с новеньким сертификатом сертификатом с комментарием «А можно их теперь называть: “скорлупой”? Точно не чушпан, т.к. проходила обучение у меня»;

— московский ню-фотограф Анна Баженовская делает reels с призывом: «Кто до сих пор не записался ко мне на фотосессию, тот чушпан!»;

— продавцы копеечного китайского трикотажа «ABC» выпустили черную футболки с надписями «Чушпан» и «Девушка чушпана»;

— продавцы женского нижнего беля выложили reels с моделью, одетой в синий комплект «женщина с пониженным чувством социальной ответственности». За кадром женский же голос убеждает: «Теперь запомни! Ты теперь женат. У тебя есть жена, а кругом одни шлюхи!», после чего звучит доставшая уже всех «Пыяла».

Возбудились толпы желающих всё запретить и дать по рукам. То же самое они говорили и тогда, когда все смотрели «Игру в кальмара», и в эпоху рэп-батлов. Пока что все вредное «влияние на молодежь» состоит в изготовлении шуточных тиктоков под ту же «Пыялу», в снятой на видео ролевой игре в драчку между «группировками», где участники закидывали друг друга снежками. Правда, есть реальное убийство на автобусной остановке в Иркутске. Местный СК оперативно заявил, что сериал к этой истории отношения не имеет, а якобы сказанная фраза «Ты с какого района, чушпан?» была выдумкой местных журналистов. Но это вторично и малоинтересно, когда любое упоминание «Слова пацана» генерирует небывалый кликбейт.

Только вот вся эта «романтизация», точнее - репрезентация позднесоветских гопнических субкультур, была создана как раз теми, на кого они охотились — чушпанами и неформалами. Казанские «моталки» или, «любера» не оставили после себя ничего, чему можно было бы подражать. Не сохранилось ьникаких «луков», фольклора, визуальных признаков. Есть, конечно, в семейных альбомах на чёрно-белых снимках. Одинаковые парни в свитерах, заправленных в спортивки или в широченные брючины штанов, сшитых из пальтового драпа. Девчушки с фантасмагорическими начёсами и стрелками «Клеопатра» на веках.

Внешняя яркая атрибутика была у итальянских «семей» в США, у латиноамериканских «наркос», у японской якудзы, да даже у отечественных блатных, а вот нашумевшие в 80-х расходные материалы для будущей «братвы» так и растворилось бы без следа, если бы наша память не сохранила некоторые культурные документы эпохи — фильм «Меня зовут Арлекино», песню Шевчука «Мама, я любера люблю». От самих «люберов» осталасть только кричалка «Мы родились и выросли в Люберцах — центре грубой физической силы!», а от казанской гопоты песня «В Татарстане город есть Казань». Песня, кстати, появилась позднее той хтони, которую нам показывает сериал. Вот и всё. Нет там никакого материала для романтики..

Подобный момент духовного единения молодежи с криминальным миром уже был в истории нашей страны.. Самой мощной была волна конца 1940-х — начала 1950-х, ставшая результатом всех послевоенных и послесталинских амнистий, когда в городских дворах появлялись «бывалые» товарищи в лагерных наколках в наколках, достаточно быстро становившиеся неформальными лидерами. Для подрастающих поколений безотцовщины.

Именно оттуда выросла блатная лирика раннего Высоцкого, как и у сотен явившихся по его стопам подражателей с радио «Шансон». Сам главный бард всея Руси достаточно точно отрефлексировал это в своей знаменитой «Балладе о детстве»:

Все — от нас до почти годовалых —
Толковища вели до кровянки,
А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки…

Сперва играли в «фантики»,
В «пристенок» с крохоборами,
И вот ушли романтики
Из подворотен ворами.

Эти две строфы (и все, что между ними) очень ёмко описывают как природу самого «казанского феномена, так и реакции социума на «Слово пацана». Причина влечения молодых к маргинальной среде понятна - что в 80-х, что сейчас крутыеисторические повороты, вызывавшие слом и переоценку всей ранее внедрявшейся взрослым миром системы ценностей.

После страшной войны наступило отрезвление на контрасте между тем, что неслось из всех рупоров до нее, и тем, что стало говориться после. Но даже робкие сомнения были запрещены, и сломать человеку жизнь могло даже неосторожное высказывание в дружеской компании, а потому уход в альтернативную систему ценностей, в мир блатных и «лагерной романтики» становился своего рода формой эскапизма.

Поколение казанских пацанов, показанных в сериале, окончательно уперлось лбами в закрытые двери социальных лифтов, из Афгана вывели войска, и почти десятилетняя война вдруг оказалась ненужной, а учителя уже не знали, что говорить детям на уроках. Улица давала ясную систему ценностных координат: или ты с группировкой, или ты чушпан, со всеми вытекающими последствиями. И, конечно же, мужские постулаты, вечные во все времена – пацан за пацана в ответе, слово пацана как кремень (но не для чушпанов, а позднее и для лохов). Показателен факт, что звезда одного из главных идеологических фильмов для подростков «Бронзовая птица» эпохи застоя Сергей Шевкуненко, сыгравший образцового пионера Мишу, стал молодых бандитом, закончил свою жизнь лидером небольшого ОПГ и был убит прямо у себя в квартире. Такая же судьба ожидает и большинство персонажей «Слова пацана».

Режиссер Жора Крыжовников сформулировал важную мысль: группировки и «пацанство» были колоссальной растратой человеческого капитала. Ярче всего это показано в тот момент, когда Андрей «Пальто» приходит пробоваться клавишником в рок-группу. Мотивацией служила красивая сексапильная инспектор по делам несовершеннолетних, в которую «Пальто» влюблён. Возможно, в этот момент жизнь и могла бы пойти иначе. Но нет, костяшки пальцев сбиты в драках, а пальцы уже не гнутся.

Всё это показано прямо и прозрачно, и в «Слове пацана», за исключением пары сцен, нет сложных метафор или эзопова языка. Зритель смотрит и не видит, зато западает на «пацанский кодекс» и эстетику поздних 1980-х с ее облупившимися панельками, «Ласковым маем» и ржавеющими на углу старенькими «Жигулями». Наслаждается собственным безопасным переживанием отчуждённого от него экраном насилия из прошлого: «Посмотрите, в каком аду выживали наши родители». Самого режиссерского высказывания он, видимо, в упор предпочитает не замечать. Или картинка победила текст, или потому, что россиян постоянно тянет на ретро. Россия страна, живущая прошлым или нет, так мне кажется? Хотя даже проассоциировать себя с персонажами сериала у сегодняшних зумеров не получится — другое мышление, клиповое сознание, сытость времени. Не та эпоха, в общем.

«Казанский феномен», о котором писал автор положенной в основу сериала книги Роберт Гараев, интересен и уникален тем, что в нём отразилась вся будущая история огромной страны на десятилетие вперёд. Многие упрекают «Слово пацана» именно в отсутствии этой динамики, хотя сериал просто требует подготовленного зрителя, который знает, что , будет потом. Для совсем молодых, поколений «пепси» и «индиго», а ещё и «next”, будет, по всей видимости, второй сезон. Интересно получится, если Крыжовников под давлением Бондарчука, продолжит историю пацанов до 2000-х. Ну а что, есть спрос, дикие рейтинги , общественный ажиотаж. Пацанов в массы, деньги в кассу.

Разнообразная фауна соцсетей вместо того, чтобы смотреть сериал как своего рода мокьюментари (псевдодокументальное кино) , предпочитает снимать reels про «отшивы» и «чушпанов». Для них всё по-приколу, зая…

Не будем их судить. Поколение Тик Тока воспринимает исторические аллюзии именно так.

Контакты для сотрудничества: Telegram @Andrey_Hakimov

или 4420462@mail.ru