Сын юриста с блестящим образованием! Интеллегент, увлеченный книгами, женщинами, символизмом, оккультизмом, судьбой страны. Литературный критик, философ, переводчик, как он вообще решился взять кисть в руки?
Максимилиан Волошин - геней эпохи (1877 — 1932) и невероятный упрямец. Мог получить "нужное" образование и успешную карьеру, но делал в жизни всё поперёк🤭 Мир его запомнил как поэта, философа и художника.
Любознательный, в детстве он вечно влипал в истории😅
В гимназии получал двойки и тройки «отнюдь не за шалости, а за возражения и рассуждения».
К слову сказать, воспитан Волошин был либерально, рос с матерью, а она слыла "оригиналкой": предпочитала носить мужские костюмы для верховой езды, курила и была вполне довольна и независима.
В 16 лет Максимилиан с матерью переехали в Крым. Он тогда еще не рисовал, да и сама земля ему не понравилась. Должно было пройти пол-жизни, насыщенной впечатлениями и путешествиями, чтобы в акварельных пейзажах появились мистические рельефы Коктебеля.
Однажды Максимилиан решил учиться на искусствоведа и художественного критика (в Париже). Но знаний о классическом (не современном искусстве) ему было мало. И он захотел стать художником, чтобы "самому пережить, осознать разногласия и дерзания искусства".
Действительно, почему бы не стать художником в 25 лет?😅 То, что доступно современному человеку, на то время было смелым шагом.
Но рисовать ему не хватало времени, его поэзию и статьи публиковали, он работал, путешествовал, посещал лекции и коммуницировал очень активно.
По свидетельству художника Л. Фейнберга, летом 1911–1913 годов Волошин рисовал пейзажи гуашью и с натуры. В соответствии с тем, что будет рисовать, Максимилиан подбирал тона бумаги и красок. Рисовал, по воспоминаниям Фейнберга, тогда не так много — в одно лето это было около семи листов альбома.
Веселый, начитанный, сыплющий парадоксами, эпатирующий окружающих одним своим внешним видом (будь то Париж или Москва, он разгуливал в бархатных штанах до колен, накидке и цилиндре),
Насколько шоу-меном в образе он был по жизни, настолько аккуратен в искусстве. Считал искусство таинством и личным делом.
У живописи нет ораторских средств. Она говорит только шепотом. М.Волошин
Для современного художника, столкнувшигося с трендами-брендами-рилсами и прочими атрибутами демонстрации своего творчества, позиция Максимилиана Волошина как мудрость великих - повод задуматься о реальной ценности искусства, и влиянии всей внешней суеты на психику творца.
- С началом Первой мировой войны стал работать исключительно акварелью. Первые годы войны провел в разъездах. В условиях военного времени любого художника, делающего зарисовки с натуры, могли заподозрить в шпионаже, стал больше работать за столом в помещении, а не на натуре.
- Считал, что масляные работы тяжелы и не современны и уместнее в роскошных домах Ренессанса, нежели на стенах в начале 20 века. Пришел к формату компактной акварели (15-20 см).
- Рисовал пейзажи Крыма по памяти, передавая общий тон и силуэт, но ученые сочли, что условные пейзажи Волошина лучше рассказывают о геологическом строении региона, чем фотографии.
- Акварель - битва с материалом. Кто пробовал работать акварелью сечас, начинал брать кисть в зрелом возрасте, те понимают шок и ужас от непослушной техники. А в то время естественно акварельная бумага, да еще в военное время, была жуткая, малопроклеенная и быстро впитывала краску. Зато капризная техника воспитывала художника брать сразу нужный тон, без исправлений, смываний и протираний. Краску тоже экономили.
- После революции Максимилиан Волошин превратил свой дом в Дом творчества, принимал людей творческих и не только. Дом слыл "обормотником" и "художественной колоннией" и был всегда полон. Все больше работал как художник.
- Примером для Волошина были классические японские живописцы: в его мастерской висели гравюры Утагавы Хиросигэ, Кацусико Хокусаи, Китагава Утамаро.
Глядя на работы, можно подумать, что горы в те времена были ниже, а зимы в Крыму белее😄
Волошин был поэтом и говорил, что его стихи о природе утекли в его акварели и живут в них, как морской прибой с приливами.
Увлечение Японией: эстампами и поэзией, - возможно побудило Волошина оставлять на работах стихотворные миниатюры, подобно японским хокку.
Утекли и полутона из живописи, и тени, характерные для пространственного европейского искусства. Со временем акварели становятся деликатнее, точнее, площе, подражая эстампам Хокусая.
Живописи свойственно обобщение. Оно становится искусством только тогда, когда формирует закон… Вид на данную местность станет картиной только в том случае, если будет трактоваться как пейзаж. М.Волошин
Отец Павел Флоренский называл акварели Волошина «мета-геологией».
По словам писателя Эмилия Миндлина «в этих малых кусках земли и неба зоркий поэт и художник видел неисчерпаемые миры!»
Сейчас бы мы назвали их фэнтезийными, тем более что есть в них нечто общее с иллюстрациями, космическими картинками или иллюстрациями к Средиземью. Но точно одно: невозможно не влюбиться в работы Максимилиана Волошина,
А как вам акварели? Узнается ли Крымский пейзаж или больше похоже на Луну?🙃
Источники: