Бывает, покупатель хочет оформить возврат товара — разбираемся, как правильно это сделать и какие документы потребуются
Покупатель может вернуть товар, который оказался не качественным или просто ему не подошел. Продавец должен знать, какие потребуются документы и как оформить чек на возврат в разных случаях.
Подготовили инструкцию, как оформить возврат по онлайн-кассе. Инструкция будет полезна продавцам в магазинах офлайн и не подойдет для онлайн-продаж.
Когда по закону продавец обязан принять товар
В законе «О защите прав потребителей» подробно описаны правила возврата. По закону покупатель может вернуть некачественный и качественный товар.
Некачественный товар. Если товар некачественный, покупатель может:
- вернуть его и получить деньги;
- потребовать уменьшить цену товара и вернуть часть денег;
- потребовать заменить товар на качественный;
- потребовать отремонтировать товар.
Некачественный товар можно вернуть, если не закончился гарантийный период или срок годности. Если срок службы на товар не установлен, по закону он равен двум годам со дня покупки.
Если гарантийный срок или срок службы истек, вернуть бракованный товар нельзя.
Бракованные технически сложные товары можно вернуть в течение 15 дней после дня покупки. Это, например, компьютеры, принтеры, телевизоры, фотоаппараты. После 15 дней такие товары можно отремонтировать за счет продавца или заменить на исправные.
Сдать исправные технически сложные товары нельзя. Например, если покупатель понял, что ему неудобно пользоваться ноутбуком или телевизор не того размера, который был нужен.
Качественный товар. Вернуть его можно, если соблюдается несколько условий:
Вернуть качественный товар можно только при соблюдении ряда условий:
- С покупки прошло не больше 14 дней — после этого вернуть товар не получится.
- Товарный вид в порядке — видно, что товаром не пользовались: упаковка может быть повреждена, но нет следов эксплуатации, сохранена комплектация.
- Есть доказательства покупки именно в этом магазине: сохранен чек оплаты товара. Если чека нет, установить дату и место покупки можно, например, по транзакции с банковской карты.
- Товар не входит в перечень товаров, которые нельзя вернуть или обменять.
- Товар не входит в список технически сложных товаров.
Как оформить возврат
Шаг 1. Покупатель заполняет заявление на возврат товара. В нем указывает свои ФИО, наименование товара, причину возврата, цену товара и номер чека.
Форму заявления на возврат товара подготовьте заранее. Решение о возврате денег принимает ИП, директор компании или другое уполномоченное лицо, например замдиректора или старший продавец, и ставит отметку об этом на заявлении.
Продавец принимает заявление и на кассе формирует чек на возврат. Если покупатель возвращает некачественный товар, то сначала продавец может провести за свой счет экспертизу. Если экспертиза подтвердит брак, продавец должен оформить возврат товара и вернуть деньги.
Чек на возврат внешне похож на обычный кассовый чек, но признак расчета в нем — «Возврат прихода». Этот реквизит чека означает, что клиент вернул товар, а магазин вернул деньги клиенту. Чек можно распечатать или отправить покупателю на электронную почту.
Каждая касса формирует чек с признаком «Возврат прихода» по-разному. Чтобы узнать, как это сделать на вашем аппарате, найдите в инструкции к своей ККТ раздел «Как оформить возврат».
Продавец заполняет накладную на возврат. Неважно, какой товар возвращает покупатель: качественный или некачественный. Накладная подтвердит, что товар приняли, а деньги вернули.
Форму накладной продавец разрабатывает сам. Накладную надо составить в двух экземплярах, подписать оба у покупателя и передать ему один экземпляр.
После того как покупатель подписал накладную на возврат, нужно вернуть деньги.
Продавец возвращает деньги за товар. Если товар оплатили банковской картой, деньги перечисляют на любую банковскую карту покупателя — не обязательно использовать ту, которой клиент рассчитывался при покупке. Если товар оплачен наличными, деньги можно вернуть из кассы или перечислить на банковскую карту покупателя:
- в течение трех дней — для качественного товара;
- в течение десяти дней — для товара с дефектами.
Срок в обоих случаях отсчитывается с того дня, когда покупатель написал заявление на возврат.
Как оформить чек на возврат по онлайн-кассе
При возврате товара чек всегда печатается с признаком «Возврат прихода». Оформление возврата зависит от ситуации. В каждом случае есть нюансы. Разберемся, как оформить возврат покупателю по онлайн-кассе в частых случаях:
- частичный возврат день в день;
- полный возврат;
- частичная замена;
- возврат маркированного товара;
- возврат предоплаты за товар;
Частичный возврат день в день. Если продавец ошибся в цене или количестве товара в чеке, обычным чеком продавец оформляет возврат так:
- Выбивает чек «Возврат прихода» на всю сумму.
- Выбивает новый правильный чек на покупку, отдает его покупателю и возвращает переплату. Никаких документов от покупателя не надо.
- Составляет служебную записку. В ней пишет, какой именно чек был оформлен неверно и что были напечатаны еще два чека — «Возврат прихода» и новый «Приход».
Полный возврат. Если покупатель решил, что товар ему не подходит или не нужен.
Процедура во всех случаях одинаковая: подробно об этом писали в предыдущем разделе: покупатель пишет заявление на возврат, продавец составляет накладную, формирует чек на возврат и возвращает деньги.
Частичный возврат. Если покупатель купил несколько товаров, а потом понял, что один с заводским дефектом, он может вернуть товар в магазин.
Если нужно заменить одну позицию в чеке, продавец печатает чек с признаком расчета «Возврат прихода» на один товар, который нужно вернуть. В сумме чека указывает сумму за товар, которую возвращает покупателю.
Возврат маркированного товара. Чтобы вернуть маркированный товар, продавец сканирует код маркировки и добавляет его в чек на возврат.
Чтобы после возврата выставить такой товар на продажу, продавец должен получить новый маркировочный код и ввести его в оборот. Для этого через программу, которую он использует для маркировки, нужно запросить новый код в системе «Честный знак».
Возврат предоплаты за товар. При возврате нужно действовать в зависимости от того, полная была предоплата или нет:
- Если была частичная предоплата, продавец оформляет возврат так: в чеке указывает «Возврат прихода», а в сумме расчета — предоплату.
- Если предоплата была двумя частями, значит, продавец пробил два чека на предоплату с признаком способа расчета «Предоплата». В этом случае возврат денег надо оформить одним чеком. В чеке на возврат продавец указывает «Возврат прихода», признак способа расчета — «Предоплата 100%», а в сумме расчета — полную сумму предоплаты.
- Если была полная предоплата одним чеком, то продавец пробивает чек с реквизитом способа расчета «Предоплата 100%», а возврат оформляет чеком с признаком «Возврат прихода».
Больше полезных материалов на сайте Бизнес-секретов.