В СССР кино приносило государству огромные доходы, хотя и не подчинялось законам рынка. Просто стоимость "правильных", но не слишком популярных фильмов списывалась в убыток, а ее компенсировала сумасшедшая прибыль от фильмов не совсем правильных и идейных.
Самым дорогостоящим фильмом за всю историю советского кино считается эпопея Сергея Бондарчука "Война и мир". Сейчас очень сложно сказать, сколько в действительности она стоила. Известна ее примерная смета - 16 миллионов рублей в тогдашних деньгах, когда средняя зарплата в стране была около 90 рублей. В реальности, потратили значительно больше, а кроме того, Бондарчук пользовался бесплатной массовкой - десятками тысяч солдат советской армии. В США за них бы пришлось платить дополнительно. В пересчете на доллары по тогдашнему курсу затраты составили $26 млн. Вроде бы очень мало, если вспомнить, что на "Мстители" ушло $200 млн. Но речь-то идет не о нынешних долларах, а о их курсе в середине 1960-х, который был раз в 20 выше нынешнего. С поправкой на инфляцию, Бондарчук потратил на свой фильм не менее $200 млн (по оценкам портала IMDB, не менее $400 млн), и его творение обогнало "Унесенных ветром", став самым дорогим в истории мирового кино. Почти все цеха "Мосфильма" работали на "Войну и мир" полтора года. Фильм окупился в прокате и принес советскому кино "Оскар".
После этого итальянский продюсер Дино Де Лаурентис позвал Бондарчука снимать большой фильм специально для западного зрителя. На "Ватерлоо" нашему режиссеру выделили $20 млн, что по сегодняшним меркам составляет что-то около $150 млн. Стивен Спилберг, к примеру, и мечтать не мог о таких бюджетах - весь "Парк Юрского периода" стоил $63 млн. К сожалению, повторить успех "Войны и мира" Бондарчуку не удалось, однако значительная часть потерь в прокате легла на "Мосфильм", который выступил партнером итальянцев. У Де Лаурентиса после провала "Ватерлоо" даже образовался перед "Мосфильмом" долг чуть больше чем в миллион долларов, который он отказался вернуть деньгами - предложил снять совместный фильм. На эти доллары Эльдар Рязанов снимал свои "Невероятные приключения итальянцев в России". По требованию итальянской стороны СССР в названии превратился в Россию, чтобы повысить привлекательность ленты для иностранного зрителя, но и это не помогло - фильм за границей популярностью не пользовался. Вскоре Дино Де Лаурентис перебрался в Голливуд.
Третье место в рейтинге самых дорогостоящих проектов тоже мог бы занять Сергей Бондарчук с его лентой "Они сражались за Родину", но бюджет эпопеи "Освобождение" Юрия Озерова, в съемках которой участвовали 3 000 актеров массовки и 150 танков, перевалил за 5 миллионов рублей. Лента отбилась в прокате и принесла прибыль. Зато все остальные места в рейтинге опять занимает Бондарчук, на фильмы которого в СССР деньги не жалели. Бюджет "Они сражались за Родину", составил свыше 4 миллионов рублей, примерно столько же отвалили за "Красные колокола" и "Бориса Годунова" - оба фильма с треском провалились в прокате и стали причиной травли Бондарчука на скандальном V Съезде кинематографистов в 1986 году. Здесь говорилось, что Сергей Федорович забирает себе все фонды, снимая никому не нужное кино, в то время как таланты вынуждены создавать свои шедевры за копейки.
Действительно, самые кассовые советские фильмы вовсе не были самыми дорогостоящими. К примеру, бюджет "Кавказской пленницы" Леонида Гайдая составил 253 тысячи рублей, а в прокате ее посмотрело свыше 76 миллионов зрителей только в первый год. На съемки "Калины красной" Василий Шукшин потратил 299 тысяч рублей — это самая дорогостоящая его работа, поскольку режиссер впервые использовал цветную пленку. Аудитория фильма в первый год проката составила 62 млн зрителей. Подсчитать сборы несложно - взрослые билеты на дневные сеансы стоили 25 копеек, на вечерние - 50, двухсерийные фильмы - 1 рубль.
"Джентльмены удачи" 1971 года стоили государству 400 тысяч рублей, а в прокате собрали в 75 (!) раз больше. 372 тысячи рублей потратил на свою "Иронию судьбы" Эльдар Рязанов. Вы спросите: зачем в этом списке телевизионный фильм, ведь подсчитать его прибыль невозможно? Очень даже возможно - в 1976 году из-за недостатка кинокомедий в прокате Госкино приняло решение выпустить "Иронию судьбы" на большой экран, и она собрала более 10 миллионов зрителей. Это при том факте, что ее уже дважды к тому времени повторяли по ТВ.
Наконец, в полмиллиона рублей обошлись съемки "Служебного романа", который стал чемпионом проката 1978 года с 58 миллионами зрителей, а оскароносная лента "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова собрала 84 миллиона зрителей при бюджете в 540 тысяч рублей. Более высокий уровень доходности нашей стране давала только водка. Для сравнения - самый прибыльный фильм за всю пока еще недолгую историю российского кино "Чебурашка" собрал в прокате чуть более 7 миллиардов рублей при бюджете в 850 миллионов. И этот результат сегодня считается беспрецедентным.