Найти тему

Бондарчук вместо Спилберга - самые дорогостоящие советские фильмы

В СССР кино приносило государству огромные доходы, хотя и не подчинялось законам рынка. Просто стоимость "правильных", но не слишком популярных фильмов списывалась в убыток, а ее компенсировала сумасшедшая прибыль от фильмов не совсем правильных и идейных.

Сергей Бондарчук на съемках фильма "Война и мир", 1965
Сергей Бондарчук на съемках фильма "Война и мир", 1965

Самым дорогостоящим фильмом за всю историю советского кино считается эпопея Сергея Бондарчука "Война и мир". Сейчас очень сложно сказать, сколько в действительности она стоила. Известна ее примерная смета - 16 миллионов рублей в тогдашних деньгах, когда средняя зарплата в стране была около 90 рублей. В реальности, потратили значительно больше, а кроме того, Бондарчук пользовался бесплатной массовкой - десятками тысяч солдат советской армии. В США за них бы пришлось платить дополнительно. В пересчете на доллары по тогдашнему курсу затраты составили $26 млн. Вроде бы очень мало, если вспомнить, что на "Мстители" ушло $200 млн. Но речь-то идет не о нынешних долларах, а о их курсе в середине 1960-х, который был раз в 20 выше нынешнего. С поправкой на инфляцию, Бондарчук потратил на свой фильм не менее $200 млн (по оценкам портала IMDB, не менее $400 млн), и его творение обогнало "Унесенных ветром", став самым дорогим в истории мирового кино. Почти все цеха "Мосфильма" работали на "Войну и мир" полтора года. Фильм окупился в прокате и принес советскому кино "Оскар".

Род Стайгер в фильме "Ватерлоо", 1970
Род Стайгер в фильме "Ватерлоо", 1970

После этого итальянский продюсер Дино Де Лаурентис позвал Бондарчука снимать большой фильм специально для западного зрителя. На "Ватерлоо" нашему режиссеру выделили $20 млн, что по сегодняшним меркам составляет что-то около $150 млн. Стивен Спилберг, к примеру, и мечтать не мог о таких бюджетах - весь "Парк Юрского периода" стоил $63 млн. К сожалению, повторить успех "Войны и мира" Бондарчуку не удалось, однако значительная часть потерь в прокате легла на "Мосфильм", который выступил партнером итальянцев. У Де Лаурентиса после провала "Ватерлоо" даже образовался перед "Мосфильмом" долг чуть больше чем в миллион долларов, который он отказался вернуть деньгами - предложил снять совместный фильм. На эти доллары Эльдар Рязанов снимал свои "Невероятные приключения итальянцев в России". По требованию итальянской стороны СССР в названии превратился в Россию, чтобы повысить привлекательность ленты для иностранного зрителя, но и это не помогло - фильм за границей популярностью не пользовался. Вскоре Дино Де Лаурентис перебрался в Голливуд.

Юрий Озеров и Михаил Ульянов на съемках фильма "Освобождение", 1970
Юрий Озеров и Михаил Ульянов на съемках фильма "Освобождение", 1970

Третье место в рейтинге самых дорогостоящих проектов тоже мог бы занять Сергей Бондарчук с его лентой "Они сражались за Родину", но бюджет эпопеи "Освобождение" Юрия Озерова, в съемках которой участвовали 3 000 актеров массовки и 150 танков, перевалил за 5 миллионов рублей. Лента отбилась в прокате и принесла прибыль. Зато все остальные места в рейтинге опять занимает Бондарчук, на фильмы которого в СССР деньги не жалели. Бюджет "Они сражались за Родину", составил свыше 4 миллионов рублей, примерно столько же отвалили за "Красные колокола" и "Бориса Годунова" - оба фильма с треском провалились в прокате и стали причиной травли Бондарчука на скандальном V Съезде кинематографистов в 1986 году. Здесь говорилось, что Сергей Федорович забирает себе все фонды, снимая никому не нужное кино, в то время как таланты вынуждены создавать свои шедевры за копейки.

Василий Шукшин на съемках фильма "Калина красная", 1973
Василий Шукшин на съемках фильма "Калина красная", 1973

Действительно, самые кассовые советские фильмы вовсе не были самыми дорогостоящими. К примеру, бюджет "Кавказской пленницы" Леонида Гайдая составил 253 тысячи рублей, а в прокате ее посмотрело свыше 76 миллионов зрителей только в первый год. На съемки "Калины красной" Василий Шукшин потратил 299 тысяч рублей — это самая дорогостоящая его работа, поскольку режиссер впервые использовал цветную пленку. Аудитория фильма в первый год проката составила 62 млн зрителей. Подсчитать сборы несложно - взрослые билеты на дневные сеансы стоили 25 копеек, на вечерние - 50, двухсерийные фильмы - 1 рубль.

Александр Серый, Раднэр Муратов и Анатолий Папанов на съемках фильма "Джентльмены удачи", 1971
Александр Серый, Раднэр Муратов и Анатолий Папанов на съемках фильма "Джентльмены удачи", 1971

"Джентльмены удачи" 1971 года стоили государству 400 тысяч рублей, а в прокате собрали в 75 (!) раз больше. 372 тысячи рублей потратил на свою "Иронию судьбы" Эльдар Рязанов. Вы спросите: зачем в этом списке телевизионный фильм, ведь подсчитать его прибыль невозможно? Очень даже возможно - в 1976 году из-за недостатка кинокомедий в прокате Госкино приняло решение выпустить "Иронию судьбы" на большой экран, и она собрала более 10 миллионов зрителей. Это при том факте, что ее уже дважды к тому времени повторяли по ТВ.

Сергей Гармаш в фильме "Чебурашка", 2022
Сергей Гармаш в фильме "Чебурашка", 2022

Наконец, в полмиллиона рублей обошлись съемки "Служебного романа", который стал чемпионом проката 1978 года с 58 миллионами зрителей, а оскароносная лента "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова собрала 84 миллиона зрителей при бюджете в 540 тысяч рублей. Более высокий уровень доходности нашей стране давала только водка. Для сравнения - самый прибыльный фильм за всю пока еще недолгую историю российского кино "Чебурашка" собрал в прокате чуть более 7 миллиардов рублей при бюджете в 850 миллионов. И этот результат сегодня считается беспрецедентным.