В ОАЭ только сегодня подошла к концу 28-я конференция ООН по изменению климата (COP 28), хотя официально мероприятие должно было закончиться еще вчера. При согласовании итогового документа делегаты разделились на две группы: те, кто выступал за отказ от ископаемого топлива и те, кто был против столь однозначных формулировок.
Тянули до последнего, но в итоге приняли окончательный текст, который содержит пункт, предписывающий «переход от использования ископаемого топлива в энергетических системах справедливым, упорядоченным и равноправным образом … чтобы к 2050 году достичь чистого нуля».
Мало кто обратил внимание, однако формулировка в тексте является далеко не однозначной. Многие ожидали, что в итоговом документе будет сказано «phase out fossil fuels», что означало бы «отказ от ископаемого топлива», но вместо этого был использован оборот «transitioning away from fossil fuels», что означает «переход». В такого рода документах не бывает мелочей, и, скорее всего, читатели согласятся, что разница между словами «отказ» и «переход» очень заметная, второй оборот более мягкий и куда более пространный. Лет через 5-10 скажут, что имели ввиду вовсе не то, что сегодня показалось «зеленым».
Тут невольным образом вспоминается притча о том, как Ходжа Насреддин обещал шаху за 20 лет научить ишака говорить при условии уплаты 1000 золотых в год. Расчет был на то, что на Востоке горизонт планирования в 20 лет просто не имеет смысла. Председательствующий на COP 28 глава ADNOC Султан Ахмед аль-Джабер оказался еще хитрее: будучи человеком восточным, он предложил составить план по «отказу» от ископаемого топлива на 27 лет вперед, что, согласно упомянутой притче, примерно на 7 лет больше бесконечности.
ВК: https://vk.com/tvreaction
Telegram: https://t.me/neftegram