Найти тему
Книжный мiръ

«Я был, я мыслил, я прошёл как дым…». К 150-летию русского поэта-символиста Валерия Брюсова (1873-1924).

Оглавление

Шестнадцатилетний купеческий сынок Валерий Брюсов первую в своей жизни публикацию  создал для журнала «Русский спорт» - статья называлась «Несколько слов о тотализаторе». Дальше – больше: увлеченный лошадиными бегами юноша в продолжение темы пишет еще один опус – «Немного математики», где со знанием дела выводит формулы скорости пробега, сопротивления, вызываемого разным качеством грунтовой дорожки, снижения показателей из-за усталости животного и тому подобное. Стоит заметить, что  вовсе не литературным публикациям предшествовало знакомство гимназиста с самым настоящим писателем (и тоже завзятым лошадником) Владимиром Гиляровским, дружба с которым продолжалась в течение всей их жизни. 

А что же поэзия? 

«От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Классическую литературу я знал плохо: не читал ни Толстого​, ни Тургенева​, ни даже Пушкина​; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова​, и мальчиком большинство его стихов​ я знал наизусть».   

«Я мальчиком мечтал, читая Жюля Верна, Что тени вымысла плоть обретут для нас…».

Принципы атеизма и материализма, взятые за основу при семейном воспитании мальчика, не служили препятствием в выбору чтения:  проглатывалось буквально всё, что было в домашней библиотеке – от бульварных романов, приключений Жюля Верна и Майн Рида до научных книг по естествознанию и математике.  А вот и первое стихотворение восьмилетнего Вали; и кажется, что сочинения Дельвига он, несмотря на отсутствие оных в библиотеке, все-таки прочёл:

Соловей мой, соловей,

Сероперый соловей.

Распевай ты средь ночей,

Милу песню начинай,

Веселее распевай!

Литература стала и помощницей для завоевания симпатий одноклассников в гимназии Креймана, куда Валерия приняли сразу во второй класс. Неуютно чувствовал себя мальчишка в уже сложившихся группах, в которых его не очень-то жаловали – ишь, выскочка! Но когда начинались перемены между уроками, вокруг него стали собираться постоянные слушатели – мальчик артистически пересказывал романы Дюма, дю Террайля и любимых Майн Рида и Жюля Верна. Приходили и старшеклассники, что добавляло авторитета исполнителю, начавшего готовиться к маленьким спектаклям едва ли не усерднее, чем к основным занятиям по сложнейшему гимназическому курсу. Также вместо вечерних повторений пройденного, вдохновленный успехом Брюсов вплотную приступил к собственному сочинительству.

В третьем классе Валерий вместе с Володей Станюковичем (племянником известного писателя) начал выпускать  журнал «Начало».  Юные литераторы с самыми серьезными намерениями объявили подписку на свой еженедельный детский журнал «с доставкой и пересылкой в другие города и за границу 3 р. В Москве 1 р. 50 к., без доставки 1 р. 25 к.».  Именно тогда Валерий Брюсов  в полной мере осознал себя литератором,  к тому же очень ответственным:  без остановки писал стихи, статьи и приключенческие рассказы об индейцах, которыми зачитывался весь класс, многие однокашники начали сотрудничать и в качестве авторов.  Но, как почти всегда случается у юных предпринимателей, интерес к производству периодического издания быстро заглох, и Валерий остался его единственным сотрудником. Но, что любопытно:  всячески пытался показать читателям, что в редакции всё благополучно, работает множество пишущих «специалистов», причем, для каждого находилось собственное лицо и индивидуальный слог. А вот со стихосложением получалась неувязка, хромал размер, неизбежно подводило чутьё:

О Гектор, о Троя,

Погибли и вы!

Убили героя

Олимпа сыны.

Разрушили Трою

Не силой враги,

А хитростью злою

Победу взяли.

«Нездешнего мира мне слышатся звуки…»

Выручил дедушка, известный поэт-баснописец Александр. Яковлевич  Бакулин, преподавший внуку первые уроки теории создания стихов. 

«Беспрестанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, так много, что скоро исписал толстую тетрадь Poesie, подаренную мне. Я перепробовал все формы — сонеты, тетрацины, октавы, триолеты, рондо, все размеры. Я писал драмы, рассказы, романы… Каждый день увлекал меня все дальше. На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, я писал… У меня набирались громадные пакеты исписанной бумаги».

 

Дом, где жил Валерий Брюсов с 1910 года (Москва, пр. Мира, 30, бывшая Мещанская улица). Сегодня здесь расположен музей Серебряного века
Дом, где жил Валерий Брюсов с 1910 года (Москва, пр. Мира, 30, бывшая Мещанская улица). Сегодня здесь расположен музей Серебряного века

В начале 90-х у молодого сочинителя  появляется духовный наставник и спутник – французский поэт-символист Поль  Верлен. Еще учась в гимназии, Брюсов  пишет своему кумиру письмо, где впервые обозначает свое стремление распространять  это полное недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов течение в России.

«Знакомство с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати», — вспоминает Брюсов.

«Сверкает жизнь везде, грохочет жизнь повсюду»!

Поступив в Московский университет,  помимо литературы, Брюсов увлечен всем подряд - историей, философией, иностранными языками, театральным искусством, выступает в качестве актёра на сцене Немецкого клуба, срывая аплодисменты у взыскательной публики. «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в своём дневнике.  На втором курсе Брюсов  опубликовал свой первый сборник с одиозным названием «Chefs d’oeuvre» — «Шедевры», да еще и сопроводил в предисловии замечанием, что не для современников сие написано, и даже не для человечества, а для сохранения в вечности. Интересно, на что рассчитывал молодой стихотворец?  На восторг любителей поэзии и безоговорочное признание литературными критиками? Отнюдь: «скромнее надо быть юноша, вот так-с». Получилось, что в отличие от многих своих современников, Валерий Брюсов сперва ворвался в литературу, а  затем обозначил себя непосредственно в литературном окружении – ему никто не содействовал  и не протягивал руку помощи, только вот такая антиреклама со стороны критиков  и подогревала интерес читателей.

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

В начале ХХ века Валерий Брюсов работает в команде с другими символистами — Зинаидой Гиппиус​, Дмитрием Мережковским, Федором Сологубом, совместно с ними выпускает альманах «Северные цветы», позаимствовав название  у сборника, издававшегося Пушкиным и Дельвигом, коллеги  проводят литературные встречи, на которых Брюсов – безусловный авторитет и гуру. Восторженная молодежь, к которой мэтр уже себя не относит, называет Брюсова магом и жрецом, творящим поэзию.

Альманах «Северные цветы»
Альманах «Северные цветы»

«Будущее! Интереснейший из романов! Книга, что мне не дано прочитать!»

Все прогремевшие одна за другой революции поэт принял, заслужив от Ивана Бунина прозвище приспособленца и «почти уже форменного большевика», которым, конечно же, не являлся. Хотя  такой «политический»  эпизод в его жизни – еще до Октября Брюсов один из немногих вступился за Максима Горького, которого буржуазная пресса как раз и уличила в дружбе с большевиками:

Не в первый раз мы наблюдаем это:

В толпе опять безумный шум возник,

И вот она, подъемля буйный крик,

Заносит руку на кумир поэта.

Но неизменен в новых бурях света

Его спокойный и прекрасный лик;

На вопль детей он не дает ответа,

Задумчив и божественно велик.

И тот же шум вокруг твоих созданий

В толпе, забывшей гром рукоплесканий,

С каким она лелеяла "На дне".

И так же образы любимой драмы,

Бессмертные, величественно-прямы,

Стоят над нами в ясной вышине.

Горький адресовался к  поэту  с искренней благодарностью: «Вы очень тронули меня за сердце, Валерий Яковлевич… я горжусь, что именно Вы прислали мне славное письмо. Вы мало знаете меня, и мы, вероятно, далеки друг другу по духу нашему, но по разнообразию и противоречию интересов, стремлений.  Давно и пристально слежу я за Вашей подвижнической жизнью, за Вашей культурной работой, и я всегда говорю о Вас: это самый культурный писатель на Руси! Лучшей похвалы - не знаю».

С 1917 года Валерий Яковлевич Брюсов – всеми уважаемый государственный чиновник: возглавляет  Комитет по регистрации печати (Российскую книжную палату), работает в Наркомпросе и Государственном издательстве, председательствует во Всероссийском Союзе поэтов, преподает в МГУ. И вступает в члены РКП(б) – все-таки прав оказался Бунин! Но вот «поэтом новой жизни» Брюсов так и не стал, хотя всячески к приобретению этого статуса стремился.

Времени, отпущенного ему Богом, не хватило или…?

Валерий Брюсов. Портрет работы С. В. Малютина
Валерий Брюсов. Портрет работы С. В. Малютина

Родной язык

Мой верный друг! Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи – как дым алтарный!

Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных

И в потаенном смысле слов

Я обретал напев нежданных,

Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей - отзвук твой!

Равно паду я пред тобой:

Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос – небо надо мной!

Я много лгал и лицемерил

Я много лгал и лицемерил,

И сотворил я много зла,

Но мне за то, что много верил,

Мои отпустятся дела.

Я дорожил минутой каждой,

И каждый час мой - был порыв.

Всю жизнь я жил великой жаждой,

Ее в пути не утолив.

На каждый зов готов ответить,

И, открывая душу всем,

Не мог я в мире друга встретить

И для людей остался нем.

Любви я ждал, но не изведал

Ее в бездонной полноте,-

Я сердце холодности предал,

Я изменял своей мечте!

Тех обманул я, тех обидел,

Тех погубил,- пусть вопиют!

Но я искал - и это видел

Тот, кто один мне - правый суд!

Есть тонкие властительные связи

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка.

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,

Дошедшие до слова и до света,

Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта

Упьется в нем и прелестью сонета

И буквами спокойной красоты!

Ты - женщина, ты - книга между книг

Ты - женщина, ты - книга между книг,

Ты - свернутый, запечатленный свиток;

В его строках и дум и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!

Он жжет огнем, едва в уста проник;

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит бешено средь пыток.

Ты - женщина, и этим ты права.

От века убрана короной звездной,

Ты - в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся - от века - на тебя!

Пусть мучит жизнь

Пусть мучит жизнь, и день, что прожит,

Отзвучьем горьких дум тревожит,

И душу скорбь коварно гложет;

Взгляни в ночные небеса,

Где пала звездная роса,

Где Млечный Путь, как полоса,

Пролег и свет на светы множит;

Вглядись покорно в чудеса,—

И Вечность нежно уничтожит

В тебе земные голоса,

Бессонной памяти положит

Повязку мрака на глаза;

Застынет, не упав, слеза,

И миг в безбрежном изнеможет!

Целит священная безбрежность

Всю боль, всю алчность, всю мятежность,

Смиряя властно безнадежность

Мечтой иного бытия!

Ночь, тайн созданья не тая,

Бессчетных звезд лучи струя, 

Гласит, что с нами рядом — смежность 

Других миров, что там — края, 

Где тоже есть любовь и нежность, 

И смерть, и жизнь,— кто знает, чья?

Что небо — только порубежность

Планетных сфер, даль — колея,

Что сонмы солнц и наше «я»

Влечет в пространстве — Неизбежность!

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!