Спектакль Юрия Грымова масштабен, как и все постановки театра "Модерн".
Судите сами:подготовка к спектаклю "Война i мир. Русский Пьер" длилась три года. Спектакль продолжается почти четыре часа,за это время на сцене появляется около семидесяти человек в исторических костюмах - аристократы, духовенство,крестьянство. Исторические костюмы меняются несколько раз за спектакль. Их сшито более четырёхсот специально для этого спектакля: военные мундиры, бальные наряды высшего света, крестьянские одежды. Художник Ирэна Белоусова (лауреат двух премий «Золотая Маска») не перестаёт удивлять своим талантом и профессиональными качествами,позволяющими создать 423 костюма, детально отвечающих исторической эпохе.
Акустическое присутствие 30 хористов хора имени Свешникова наполняет своим звучанием пространство с первых минут: Пока входящие зрители рассаживаются по своим местам, на сцене уже идёт сцена церковной службы, сопровождаемая православным песнопением на хорах(балконе).
Спектакль продолжается около четырёх часов. На сцене сменяются действия,словно перелистываются страницы романа: посвящение Пьера Безухова в масонство, приезд Андрея Болконского в свою усадьбу в самый драматичный момент его жизни: смерть его жены при рождении сына; первый бал Наташи Ростовой, признание в любви.
Декораций нет, в чёрном пространстве сноп света выхватывает участников очередной сцены, которые играют в чётко освещённом пространстве: ритуальные маски, мантии, свечи масонов, женский хоровод вокруг молодой княжны Ростовой, наряжающий её на первый бал под величальные песни. В действии нет многословных диалогов, канва сюжета создаётся почти бессловесно - спектакль ИГРАЮТ. Но зрителю понятно, что, срывая с плеч Натальи Ростовой шаль, сестра Анатоля Курагина бросает её в объятия своего развратного братца. А сцена за обеденным столом в доме Ростовых, когда звон серебряной ложки о чайную чашку почти звучит набатом в руках княжны, потом её матери, затем Пьера, символизирует крайнюю напряжённость беседы.
Описать всё великолепие постановки очень сложно. Этот спектакль, как и другие постановки театра Модерн,создаёт впечатление кинематографичности: ты смотришь отлично смонтированный фильм, где непостижимым образом видны и мимика лица дворовых, и пудра, которой напомадилась княжна Мария Болконская, чтобы отпугнуть соискателя её руки, и до блеска начищенный самовар, который подносят к столу.
Во втором антракте зрители,выйдя в фойе, наблюдают картину сожжённой Москвы 1812 года: зеркала, стены завешены чёрно- серыми тканями пепелища, на креслах разбросаны вещи, обувь,уцелевшие после пожара,а на лестничном марше поёт православный хор.
Актёрские работы великолепны все до одной, но в заглавии сценической версии вынесено имя Пьера. Это прекрасная актёрская работа Александра Колесникова.Незаконнорождённый сын Екатерининского вельможи, с 10 лет посланный в сопровождении гувернёра для обучения за границу, он получает титул графа после кончины отца и становится богатым человеком. Попадая в плен к французам, меняет своё мировоззрение и наконец находит душевный покой у себя на родине. Спор между славянофилами и западниками находит своё решение в судьбе главного героя,который в начале действия участвует в посвящении в масонство как Пьер и заканчивает спектакль сценой чаепития в семейном кругу с княгиней Натальей и её матерью как Пётр Кириллович.
Фотографии взяты из группы
За приглашение благодарю сообщество #москвалюблю - общество, где всегда много интересных предложений и лично кураторов Ирину Аренкову и Марину Казакову