Однажды Бог сотворил небо и землю, наполнил их живыми существами. Как венец Своего творения, Он создал человека и повелел ему властвовать над всем и наполнять землю. Но человек согрешил и был изгнан из Эдемского сада. Однако заповедь плодиться и размножаться он усвоил очень хорошо и вскоре действительно наполнил землю. Но вместе с этим возникло множество проблем. В частности, проблема безопасного совместного проживания. Как ее решить, чтобы люди, впавшие в грех, находясь рядом друг с другом, не убивали себе подобных и сами остались живы? Выход только один: как-то ограничить свободу, использующуюся во зло, ради общей безопасности. Такими рамками стало государство. “Государство – общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми в пределах определенной территории” (Коркунов, Трубецкой, Шершеневич).
Какими признаками обладает государство?
Во-первых, государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от национальной или иной принадлежности. Постоянное население имеет устойчивую юридическую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Во-вторых, для государства характерно наличие особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением. Государство обладает аппаратом управления и принуждения (полиция, суд и т.д.), состоящим из профессиональных чиновников. В-третьих, для содержания государственного аппарата необходимы средства. Государство собирает их с граждан в виде обязательных налогов.
Теории происхождения государства
В светской науке есть несколько теорий, объясняющих происхождение государства. Одна из них носит название патриархальной, которая трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель понимал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи. В Китае эту теорию развивал Конфуций (551–479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданны правителям, почтительны и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
Другая теория гласит, что государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами. Эта теория получила распространение в 17-18 вв., и ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др. Представители договорной теории возникновения государства считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность.
Следующая теория носит название теории насилия. Она объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию.
Карл Маркс по-своему понимал, как появилось государство. Основными причинами происхождения он считал раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели к появлению частной собственности. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев.
Богословская наука также имеет свою позицию в этом вопросе. И здесь есть две диаметрально противоположные теории. Одни богословы считают, что государство – это порождение греховной падшей природы человека, что в планы Бога не входило создание государства, но оно существует только как наименьшее зло, оставаясь злом. Другие, наоборот, придерживаются мнения, что человек нуждается в разнообразных формах общения и деятельности, и просто придал этому упорядоченный характер, что вылилось в появлении государства, не связывая это с грехом.
Но в данном случае нас интересует государство не само по себе, а только в контексте его взаимодействия с церковью. По своей сути церковь является противоположностью государству. Церковь – это основанное и руководимое Иисусом Христом общество людей, верующих в Него, искупленных и усыновленных Им. Церковь отличается от любой мирской организации еще и тем, что имеет не только видимый материальный характер. Церковь объединяет всех людей, когда-либо живших, ныне живущих и тех, кто будет жить, верующих в Иисуса Христа. Она вне времени, вне пространства, одновременно существуя видимым образом в этом мире, взаимодействуя с ним. Весьма полезно будет рассмотреть взаимоотношения церкви и государства, ведь церковь появилась, жила и развивалась именно внутри различных государств, и отношения их самым непосредственным образом влияли как на церковь, так и на государство.
Существуют три модели взаимодействия церкви
и государства
Первая – это отношения гонимого и гонителя, как было, например, со времен Христа до императора Константина. Стоит ли говорить, что это самая неприемлемая модель, по крайней мере, для христиан.
Вторая – государственная церковь. Подобные отношения существовали с 314 года вплоть до 18-19 века. Для государственной церкви характерен ряд особенностей.
1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т. д. Государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее.
2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. В дореволюционной России Православная церковь получала крупные субсидии от государства (в 1907 году – 31 млн. рублей на содержание церковного аппарата).
3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий – она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев – регулировать брачно-семейные отношения.
4. В области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах. Православная церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию.
5. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Как показало время, эта модель не является самой удачной, поскольку статус государственной религии ставит церковь в зависимость от государства, заставляет ее выполнять несвойственные функции, секуляризирует ее. Выдающийся русский философ И. А. Ильин (1883-1954) так определил соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча – ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».
Третья модель – это паритетно-равновесные отношения, когда церковь отделена от государства и соблюдается уважительное невмешательство в дела друг друга. Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку. Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями. Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки. Церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. Церковь не выполняет каких-либо государственных функций.
Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями. Церковь вправе порицать вредные с ее точки зрения действия со стороны государственной власти, тем самым, формируя общественное мнение и косвенным образом влияя на законодательство.
Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов.
Регламентирование правового статуса религиозных организаций
При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство исходит из признания свободы совести и вероисповедания, права свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. В условиях современного мира именно отделение государства от церкви создает предпосылки для разграничения сферы духовной от политической, избавляет церковь от соблазна прибегать в делах веры к принудительным средствам. Однако нейтралитет секулярного (светского) государства можно понимать по-разному. Существует узкое, так сказать «оборонительное» понимание, когда государство считает веру частным делом, не препятствует гражданам исповедовать религию, но никак не способствует реализации этого права. Но государственный суверенитет может быть и открытым, положительно активным. Тогда государство, не нарушая принципа гражданского равенства разных религий, помогает верующим реализовать свое право на религиозную свободу, признает за церковью право участвовать в общественной жизни согласно формуле «церковь отделена от государства, но не от общества». Ведь как церковь имеет определенное социальное измерение, так и общество имеет свое религиозное измерение. Когда церковь защищает незыблемые фундаментальные нравственные принципы, на которых должно стоять общество, она служит все тому же обществу.
церковь и политика
В условиях современной России у многих верующих возникают вопросы о том, должна ли церковь принимать участие в политике. На мой взгляд, это абсолютно неприемлемо ни в какой форме. Ведь невозможно участвовать в политике абстрактно, всегда приходится выбирать, какие силы, какого кандидата необходимо поддержать. А если к власти придут противники? Политика – вещь непредсказуемая. Нельзя ставить церковь в зависимость от этого. Однако как граждане, обладающие всеми правами, члены церкви могут и должны выражать свои взгляды, отдавать голоса, поддерживать тех политиков или партии, действия и программа которых соответствует христианской морали и убеждениям.
Принципы отношения церкви к власти даны в Библии, которая учит, что любая власть от Бога, и ей необходимо подчиняться добровольно и охотно. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести» (Рим.13:1-5). Когда читаешь этот текст, следует помнить, что Павел писал его во времена гонений на христиан. Первейшей обязанностью христианина по отношению к государству является подчинение и молитва. Церковь должна благословлять государственную власть, которую поставил Бог.
Леонид Гальченко