В ближайшее воскресенье в Сербии пройдут досрочные выборы в Скупщину, назначенные в результате протестов местной оппозиции прозападной ориентации, которая давно мечтает лишить власти президента Александра Вучича и министра иностранных дел Ивицу Дачича, избирательные блоки которых составляют большинство в парламенте и сформировали правящую коалицию. Сами досрочные выборы Вучич назначил не без давления со стороны ЕС, но их ожидаемые результаты мало что изменят, потому что сторонники двоих главных лиц сербской политики сохранят за собой парламентское большинство и, соответственно, поведут государство прежним курсом.
На 250 депутатских мест в Скупщине будут претендовать 55 политических партий и 56 партий национальных меньшинств, но основная борьба разгорится между Сербской прогрессивной партией президента Александра Вучича, находящейся с ней в правящей коалиции Социалистической партией Сербии и партией этнических венгров «Альянс воеводинских венгров», оппозиция будет представлена двумя блоками, один из которых состоит из Партии свободы и справедливости бывшего мэра Белграда Драгана Джиласа и ряда левоцентристских партий вместе с сербскими «зелеными». Этот блок выступает за скорейшее вступление Сербии в Евросоюз. Правые националисты представляют второй оппозиционный блок, выступающий против членства Сербии в ЕС, пока она не вернет свой суверенитет над Косово.
Сюрпризов никто не ждет, поскольку рейтинги правящих партий остались на том же уровне, что и на предыдущих, тоже досрочных парламентских выборах, а это значит, что правящая коалиция сохранит свои комфортные 150 мест в Скупщине, тем более, что действующее правительство может похвастаться серьезными экономическими успехами, начиная от уровня безработицы, который незначительно, но снизился, роста ВВП и небольшого дефицита бюджета до рекордных золотовалютных резервов.
О внешнеполитическом курсе Сербии, который, как и правящая коалиция, не изменится, стоит сказать отдельно, поскольку он не всегда понятен ввиду своей противоречивости, непоследовательности и, в некоторой степени, непредсказуемости. Непредсказуемость и противоречивость направлены, если вдуматься, на два краеугольных аспекта сербской внешней политики — непризнание независимости Косова и неприсоединение к санкциям против России, несмотря на риторику некоторых сербских чиновников, которые на уровне ЕС часто говорили о том, что неплохо было бы к ним присоединиться, чтобы открыть путь своей стране в объединенную Европу. Появление сербского оружия у Украины также в расчет брать не стоит, потому что это стало результатом деятельности коммерческих фирм, а не государственного курса.
Неприсоединение Сербии к санкциям против России и бескомпромиссная позиция по отношению к Косово, которое рассматривается Западом в качестве самостоятельного кандидата на вступление в евроатлантические структуры, продолжает быть для западных стран основным раздражителем. Сербское руководство непреклонно в этом отношении не просто потому, что ему так хочется, а по причине поддержки большинством своих граждан позиции властей как по Косово и России, так и их позитивному отношению к Беларуси и России, не приветствуя ни под каким предлогом введение против наших государств любых ограничений. Сербы также помнят события 1999 года, когда в разгар натовских бомбардировок в Белград прибыл Президент Беларуси, а премьер-министр России совершил свой знаменитый разворот самолета над Атлантикой.
Подавляющее большинство сербов поддерживают своих нынешних национальных лидеров в плане поиска партнеров и союзников среди стран ЕС, а также за пределами западного мира. Вучич и Дачич сумели добиться поддержки Китая по Косово, а «агент Москвы в ЕС» Виктор Орбан бывает в Белграде не реже, чем Александр Лукашенко в Москве. Какие отношения у Минска и Москвы с Пекином, напоминать не стоит, поэтому партнерство Сербии с Поднебесной пойдет на пользу и нашим государствам.
Однако построение отношений Сербии со своими восточными партнерами на официальном государственном уровне несколько противоречит направлению трудовой миграции сербских граждан, около полутора миллионов которых работают в Германии, Италии и других странах ЕС. Это обстоятельство является одной из причин, по которой сербские власти придерживаются в своей внешней политике стратегии многовекторности, которая часто приобретает характер лавирования между Западом и Востоком. Склонить Сербию к Востоку можно в том случае, если Беларусь и Россия в обозримом будущем смогут создать в этой балканской стране совместные предприятия. Тогда у сербов отпадет необходимость ехать на Запад, а руководство страны сможет больше не осторожничать с Западом, что придаст его внешней политике конкретность и предсказуемость. К тому же наши предприятия смогут через Сербию выйти, если не на рынок Евросоюза, то на рынки государств Западных Балкан. Китаю уже сделать это удалось, значит, вполне по силам и нашим странам, которые к этому стремятся. Дело за руководством Сербии, которая должна раз и навсегда определиться со своим геополитическим выбором.
Ближайшие выборы и их предсказуемые результаты позволят руководству Сербии при наличии политической воли скорректировать свой внешнеполитический курс в предпочтительную для себя сторону. Только это зависит не только от Сербии. Сербское руководство окончательно начнет свое движение в сторону Беларуси и России в том случае, если сорвется диалог между Белградом, Брюсселем и Приштиной. Пока будет существовать для Белграда неопределенность на европейском и косовском направлениях, на белорусском и российском продолжится лавирование и неопределенность.
Автор: Александр Черный