Из загадочного сумрака выступают лица на портретах Рокотова...

Портреты кисти Федора Рокотова «характеризуют автора прежде всего как художника внутреннего мира человека. Те тончайшие душевные движения, которые отражаются на лицах рокотовских натурщиков, могли быть выражены только глубоким, наблюдательнейшим художником-психологом и требовали, безусловно, изучения или, по крайней мере, проникновенного угадывания душевного склада портретируемого», – писал некогда А. Н. Савинов , один из самых тонких знатоков и ценителей живописи XVIII века, считавший Рокотова «продолжателем Антропова в создании реалистического портрета”.

Но просто назвать рокотовские портреты реалистическими явно недостаточно для определения их завораживающей прелести. В лучших творениях московского периода мастер и в самом деле заглядывает в те таинственные глубины человеческой души, что станут подвластны разве что основоположнику русского символизма Михаилу Врубелю. Живопись этих двух художников, проникающих за грани реальности, роднит их отношение к плоти как оболочке души, тяготение к дематериализации образа, символическая наполненность формы, цвета, скупых аксессуаров, трепетная одухотворенность созидающего форму мазка.

Портреты В. Н. Суровцевой и графини Е. В. Санти
Портреты В. Н. Суровцевой и графини Е. В. Санти

В рокотовском зале Русского музея рядом — на одной стене помещаются два мягких овала — портреты В. Н. Суровцевой (вторая половина 1780-х) и графини Е. В. Санти (1785). Это ярчайшее доказательство того, что с Рокотовым русский портрет выходит на уровень вершин современной им европейской портретной живописи.

Рокотов создает два различных женских характера, используя ограниченные, отточенно мастерские средства: композицию, цвет, скупые аксессуары.
Спокойная осанка, благожелательно серьезный прямой взгляд, жемчужные переливы закрытого платья Суровцевой — и чуть заметная напряженная выпрямленность, вскинутый подбородок, мягкие тона весеннего луга — зеленое, желтое, розовое в наряде молодой графини Санти.

Ф. С. Рокотов. Портрет В. Н. Суровцевой. Вторая половина 1780-х. ГРМ
Ф. С. Рокотов. Портрет В. Н. Суровцевой. Вторая половина 1780-х. ГРМ

Так перед зрителем предстает естественная в изысканной простоте, не замечающая своей аристократичности Варвара Николаевна Суровцева. Подобная розе на ее груди — плод многолетних забот поколений садовников. Поразительна живопись портрета Суровцевой. Ее переливающееся жемчужного цвета платье оказывается сотканным из тонких мазков разбеленных зеленого и красного цветов — это словно растворенная плоть розы, в тенях венчика которой и на выпуклой части листьев эти два цвета даны в полную силу.


Рядом, с другого полотна, на зрителя смотрит чуть свысока, словно тая неведомую обиду, девушка из семьи небогатой, благодаря замужеству попавшей в высшие круги московского общества. Букет полевых цветов украшает ее платье с пышным полосатым бантом, а роза в высокой пышной прическе почти незаметна, почти спрятана под рамой.

Ф. С. Рокотов. Портрет графини Е. В. Санти. 1785. ГРМ
Ф. С. Рокотов. Портрет графини Е. В. Санти. 1785. ГРМ

Впрочем, едва ли удастся найти слова более поэтические и лучше передающие душу рокотовских портретов, нежели те, что некогда отыскал Н. Г. Машковцев: «Из загадочного сумрака, мягко, как бы мерцая, выступают лица на портретах Рокотова. Только на лицах художник сосредотачивает свое внимание. Они говорят без жестов и сильных движений. Легкими воздушными тканями окутаны плечи женщин. На груди почти всегда большой бант бледного голубого, розового или фисташкового цвета. Одежды еще более нежных и неопределенных оттенков, чаще всего белые мягкие складки обличают тонкую шелковистую ткань. (…) Свет окутывает лица мягкой светотенью. Все как бы пронизано воздухом: распущенные волосы, нежные воздушные складки тканей, даже самый фон кажется глубоким, наполненным воздухом. Портреты Рокотова не столько реальные изображения людей, сколько отображения их духовной стихии, тоже вполне реальной и глубоко индивидуальной. Образы Рокотова возникают из мрака живыми и трепетными, как воспоминания, закрепленные чудесной, может быть несколько идеализирующей кистью художника».

Нонна Яковлева