Прочитав в «Континенте Сибирь» статью «Каков реальный уровень цифровизации Новосибирской области и что остается за рамками рейтингов», не смог удержаться, чтобы не вставить свои «пять копеек» в дискуссию. Спикеры этого материала критически оценивают уровень информатизации Новосибирской области и в качестве иллюстрации опираются на результаты ряда рейтингов. Вместе с тем, на мой взгляд, определяющим критерием эффективности работы как всей ИТ-отрасли, так и органов власти, курирующих эту отрасль, и муниципалитета, в котором мы живем, должен быть запуск полезных цифровых сервисов для граждан.
Автор - АЛЕКСЕЙ ШОВКУН, директор ООО "Информационные системы и сервисы" (г. Новосибирск)
Наша компания является членом ассоциации «РУССОФТ», мы принимаем активное участие в различных анкетированиях и одними из первых получаем результаты исследований. Так, 11 декабря этого года было опубликовано новое исследование «Рейтинг регионов России по уровню развития индустрии разработки ПО», и я хочу рассмотреть особенности расчёта этого рейтинга применительно к Новосибирской области.
Из исследования мы видим, что по совокупному и по корректированному совокупному обороту (с поправкой на наличие центров удалённой разработки) Нижегородская область обошла Новосибирскую, но штатная численность сотрудников новосибирских компаний-разработчиков выше, чем в Нижнем Новгороде. По количеству вакансий Нижний Новгород снова обошёл Новосибирск, но зато число компаний с открытыми вакансиями в Новосибирске намного выше.
Для меня ключевым параметром является то, что, согласно этому рейтингу, в ИТ-отрасли в Новосибирской области работает больше людей, а вот почему объем выручки не достигает конкурентных ─ интересный вопрос.
Есть много объяснений, включая то, что многие новосибирские компании обладают юридическими лицами, расположенными в других регионах, а также за рубежом, и часть выручки остаётся там, притом, что проекты делаются именно людьми, которые живут и работают в Новосибирске.
Поскольку ИТ-бизнес делается людьми, важна количественная и качественная база тех, кто работает в отрасли. Рейтинг не позволяет сравнить качественную базу, а вот для сравнения количественной нужно всего лишь сложить показатели ШТ и КВ, и понять, где это число больше – в Новосибирской области или Нижегородской. Но, увы, показатели в сумме одинаковы и не позволяют сделать какие-либо однозначные выводы.
Раньше не придавал значения этому рейтингу, но в последующие годы буду следить за ним, и мне кажется, у Новосибирской области есть все шансы вернуться на третье место.
Рейтинг по умным городам, точнее динамика этого года, показала, что у Новосибирска есть всё для того, чтобы быть лидером. Но чтобы занимать соответствующую позицию в нем, необходимо корректно заполнять отчетность. Другими словами, несмотря на то что большинство направлений показали хорошие результаты, информация по ним не попала в итоговый отчёт. Отдельно хочу отметить, что в 2024 году города будут оцениваться по новой методике, утверждённой приказом №696/пр от 28 сентября 2023 года. Один из пунктов этого приказа определяет показатель «представленность инновационных цифровых и инженерных решений повышения эффективности городского хозяйства (умного города), реализованный в субъекте и размещенных до конца года на онлайн-ресурсе «Банк решений умного города». Как может быть такой критерий определяющим? Неужели наличие решений в рейтинге является показательным? И можно ли включить в этот ресурс решение без его демонстрации и без внедрения? Вопросов очень много.
Наша компания ранее не размещала свои решения в этом каталоге. Однако, теперь, когда речь зашла о рейтингах, мы планируем зарегистрироваться в нем. Мы призываем другие ИТ-компании области также разместить свои решения на этом онлайн-ресурсе. Это поможет улучшить представление о нашем городе и области в целом, и в следующем году избежать вопросов о том, почему у нашего региона такой низкий рейтинг.
Ну и остался рейтинг руководителей цифровой трансформации (РЦТ). Он меняется из года в год, поэтому возможны резкие «скачки» и неожиданные лидеры. Это скорее KPI, заданный Минцифрой РФ, для оценки работы регионов в области цифровой трансформации.
В том рейтинге за 2022 год, про который ранее писал «Континент Сибирь» в других статьях, осталось незамеченным отсутствие в нем не только Новосибирской области, но и таких субъектов как г. Москва, г. Санкт-Петербург, и, нашего конкурента по рейтингу «РУССОФТ», Нижегородской области. И это почему-то никого не удивило.
А ответ на мой взгляд простой: критерии оценки в некоторых случаях таковы, что значительное количество баллов могут получить те, кто до этого ничего не внедрял. В случае с показателем «импортозамещение», очевидно же, что лучшие результаты покажут те, кто начал масштабные внедрения только в последние годы. А регионы, которые уже давно и успешно внедрили информационные системы на технологиях, широко использованные несколько лет назад, получают низкие оценки за наличие устаревших решений не на «православном» стеке.
Поэтому мне хотелось бы, чтобы при освещении вопросов, связанных с информатизацией, больше уделялось внимание реальным достижениям в отрасли, включая работу областных руководителей, которые делают жизнь граждан лучше.
Я уже не буду вспоминать про достижения вроде «робота Николая», который был первым в стране голосовым роботом, потом уже их начали использовать повсеместно в других регионах, а сегодня вообще без этих «носителей искусственного интеллекта» невозможно представить себе оказание государственных услуг. Давайте поговорим о «новинках» и достижениях дня сегодняшнего.
Например, остался незамеченным уникальный экспериментальный правовой режим на выдачу электронных разрешений на охоту. А ведь это первый подобный опыт в стране, и реализован он в Новосибирской области. И когда я рассказываю о нём в других регионах, все хотят, чтобы у них было также. Это принципиально другой уровень оказания государственных услуг, это и есть цифровизация охотхозяйственной сферы, как она должна быть. Согласитесь, подобные рейтинги и отзывы не могут относиться к бесполезным сервисам и некачественным приложениям:
По доступной в открытых источниках информации, в 2024 году будут запущены еще карта жителя Новосибирской области, видеомониторинг лесных пожаров и услуга по предоставлению путёвок для отдыха и оздоровления детей, которая будет оказываться по новым стандартам.
Еще отмечу, что Новосибирская область в этом году принимала XI Всероссийский форум региональной информатизации «ПРОФ-IT». Это достижение, которое требует серьезной подготовки и организации. Этот форум является ключевым событием для тех, кто занимается цифровой трансформацией в регионах РФ. В рамках форума проводится ежегодный конкурс региональной и муниципальной информатизации, членами жюри которого являются руководители органов, отвечающих за цифровизацию регионов нашей страны. Поэтому награду нельзя «купить», и первое место в номинации «Безопасная городская среда» получила новосибирская региональная платформа «Безопасный город». Это значительное достижение.
Также для развития кадрового рынка и улучшения взаимодействия между работодателями и соискателями неоднократно проводились фестивали COOKIE FEST. Это мероприятие привлекает большое количество заинтересованных участников рынка труда. А инициатива идёт от государства, и это хорошо.
Также хочу обратить внимание на единую платформу Гостех, на которой будут размещены все государственные сервисы. Унификация подходов к разработке, компонентов, интерфейсов позволит сократить совокупные расходы на аппаратное обеспечение в каждом субъекте страны. Для переноса на платформу нужно было определить, какие информационные системы будут полезны и в других регионах, то есть фактически признать чьё-то лидерство хотя бы в каком-то сегменте или отрасли. И две государственные информационные системы Новосибирской области были выбраны регионами и федеральными органами исполнительной власти для переноса на платформу «Гостех» одними из первых. Разве это не является лидерством? На мой взгляд, это и есть карта лучших цифровых решений для государственного сектора, и Новосибирская область занимает на ней достойное место.
А итог мне хочется подвести следующий: всё рейтинги от лукавого. Нужно смотреть на реальные дела и изменения, которые происходят в нашей жизни. Именно запуск полезных цифровых сервисов для граждан (или отдельных категорий граждан) должен быть определяющим критерием эффективности работы как всей ИТ-отрасли, так и органов власти, курирующих эту отрасль, и муниципалитета, в котором мы живем.