У руля одной из крупнейших негосударственных информационных систем по бронированию пассажирских перевозок стояла компания, которой долгое время удавалось пользоваться благами и законодательной лояльностью белорусского транспортного рынка. Однако любому противоправному действию рано или поздно приходит конец.
Комитет государственной безопасности выявил и пресек преступную схему группы лиц, осуществлявших деятельность в сфере пассажирских перевозок. Она касается не только перевозчиков из Минска и Минской области, но и Гродненского, и Могилевского регионов.
— Так, владельцы одного из крупнейших интернет-агрегаторов — Фундатор и Донцов — объединили более 300 перевозчиков, предоставив им доступ к клиентским базам. В качестве условия получения такого доступа была выдвинута регулярная передача неучтенных наличных средств, — отметил замначальника следственного управления КГБ Беларуси Константин Бычек.
Чтобы выполнить это условие, перевозчики скрывали объемы выручки: не выдавали пассажирам билеты (как на шаттле Гродно-Минск), совершали неучтенные рейсы.
Занижая тарифы, владельцы «Атласа» разорили множество фирм по перевозкам, вынуждая их своими действиями работать в убыток.
Вот пример. ЧТУП «АвалансТранс» разместило на интернет-сайте atlasbus.by с 23 января 2020 года о начале выполнения пригородных автоперевозок по маршруту Гродно — Коробчицы, а также расписание движения. На деле под видом перевозки пассажиров автомобилями-такси осуществлялись скрытые перевозки, по факту относящиеся к регулярному сообщению. А это нарушение требований статьи 24 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Транспортная инспекция по Гродненской области после проведенной проверки выявила и другие нарушения. В марте и апреле 2020 года с ЧТУП «АвалансТранс» Экономический суд области по однотипным нарушениям взыскал штрафы в размере 25 БВ и 50 БВ. Но перевозчику все было нипочем, и он далее продолжил свою деятельность, не устраняя нарушения.
Часть из полученных незаконным образом денег перевозчики передавали владельцам единого интернет-сервиса.
— Такие действия привели к причинению ущерба государству в виде неуплаты налогов в крупном размере, — отметил Константин Бычек.
Если посмотреть на суммы за месяц — от 800 до 1500 бел. руб. с одного «партнера-перевозчика» и умножить эту цифру на 300, то доход онлайн-сервиса составляет около 450 тысяч, а за год — это свыше 5,4 млн бел. руб. Коммерческие структуры, работающие по серой схеме на интернет-платформе, по некоторым данным могли скрыть от налоговой более 10 млн бел. руб. только в 2022 году.
Представитель КГБ также рассказал, что если перевозчики не хотели сотрудничать с данным интернет-ресурсом, к ним могли применяться шантаж и угрозы. По сути, на товарном рынке автомобильных пассажирских перевозок большей части Беларуси появился монополист, чьи действия привели к перераспределению потребительского спроса в сторону компаний-партнеров, уходу многих перевозчиков, выполнявших рейсы в регулярном сообщении, отмене и снижению количества совершенных рейсов. А сами водители попадали в кабальные условия, когда им сверху диктовались цены на проезд ниже себестоимости, расписание рейсов и др. Вот и приходилось доедать хлеб без соли, когда заработка с трудом хватало на пельмени.
Сами перевозки часто осуществлялись с нарушениями. Хотя владельцы уверяли, что их компании-партнеры ежедневно проверяют состояние всех автомобилей, а водители проходят предрейсовый осмотр перед каждой поездкой.
— Имели место случаи, когда к выполнению регулярных междугородних перевозок привлекались субъекты, не имевшие соответствующего специального разрешения и не отвечавшие требованиям безопасности, предъявляемым к регулярным перевозчикам, что ставило под угрозу жизнь и здоровье пассажиров, — пояснил замначальника следственного управления КГБ.
Наша справка
Конкретное название онлайн-ресурса представитель Комитета госбезопасности не озвучил. Однако не трудно было догадаться, что в центре внимания оказалась сервисная платформа агрегатора автобусов и маршруток под брендом «Атлас».
Это сервис для поиска, бронирования и продажи билетов на автобусы и маршрутки по России, Беларуси и СНГ. Комплексный продукт в сфере автоперевозок, который включает в себя российскую IT-платформу carbus.io, которая позволяет автоматизировать практически все аспекты автобусного бизнеса по перевозке пассажиров. Достоверно известно, что одним из его сооснователей является выходец из Яндекса, россиянин Алексей Ландырев, который сначала выступал как продуктовый менеджер.
Atlasbus.ru и аtlasbus.by — франшиза, а также агрегатор перевозчиков, через клиентское приложение которого ежедневно оформлялись тысячи поездок. По сути, это единая диспетчерская, которая позиционирует себя информационной системой по бронированию пассажирских перевозок. Работает и с такими компаниями, как rout.by, «М5 ГРУПП». Причем аtlasbus.by зарегистрирован в РУП БелГИЭ на физлицо (Владимира Фундатора или МихаилаТомшинского, информация о них ниже).
CarBus — это программный сервис для водителей автобусов и маршруток, размещенный в сети интернет.
Он включает в себя:
- Диспетчерский модуль — предназначен для управления расписанием, администрирования рейсов и для управления ценообразованием
- Операторский модуль — прием заявок и оформление брони
- Водительское мобильное приложение — необходимо для посадки пассажиров в автобус водителем
- Веб-сервис для поиска рейсов и оформления заказов пассажиров
- Мобильное приложение для пассажиров — поиск рейсов и оформление заказов
- Агентский модуль/агрегаторы.
Таким образом, с его помощью заказчику (перевозчику) передавалась структурированная информация о перевозке — транспортные маршруты с остановками, мониторинг транспорта, расписание, стоимость поездки, место отправления, количество свободных мест и клиентская база (управление пассажирами, их посадка, архив рейсов, отмененные заказы, черные списки) и т. д.
Что удалось узнать
У нас есть сведения, которые обозревателю «МП» еще летом 2021 года предоставил источник, пожелавший остаться неизвестным. В руки журналиста попали договоры, счета фактуры, акты сдачи выполненных работ и акты сверки взаимных расчетов, переписки и скрины из соцсетей маршрутчиков с учредителями сервиса «Атлас».
По имеющимся данным, перевозчиков на территории Минской области курировал директор ООО «Онлайн Маршрутки» Дмитрий Анисов. К нам в руки попал один из его договоров, заключенных с индивидуальным предпринимателем (заказчиком), который являлся владельцем микроавтобуса. Именно Анисов, как исполнитель, предоставлял партнерам-перевозчикам доступ к сервису «Атлас» и системе CarBus. В свою очередь, заказчик перевозок обязался произвести полное брендирование своей автомашины в соответствии с требованиями «Атласа».
Андрей Донцов, имеющий отношение к аtlasbus.by, вместе с Царьковым отвечал за перевозчиков-партнеров Могилевской области (ООО «Смарт Бас») — хозяйствующих субъектов, осуществляющих маршрутные перевозки пассажиров по таким перспективным направлениям, как Могилев — Минск — Минск и Могилев — Бобруйск — Минск. Вся информация о рейсах и перевозчиках становилась доступна на сайте www.7311.by.
За Гродненскую область в ответе были Дмитрий Повшок, Алексей Рыбалко, Вячеслав Шинкарь (ООО «Мабико», ООО «БСКМ», ООО «Зеленый светофор», ЧТУП «АвалансТранс», ООО Алитекс, ООО «АлДим Транс»). Вышеуказанные компании заключали с перевозчиками договоры на оказание рекламных и информационных услуг. Прием заказов осуществлялся через atlasbus.by и grodno-minsk.by.
Еще один основатель «Атласа» — Владимир Фундатор. К слову, в «Фейсбуке» его страничка уже удалена. Фундатор имел связь и с ООО «Кронон Сервис». В этой гродненской компании как раз таки и аккумулировались основные денежные средства atlasbus.by. В последующем деньги уходили за рубеж, а именно в Вильнюс, где и обналичивались. Владелец литовской компании с оборотом в миллион евро — опять-таки некто Алексей Рыбалко.
Действия участников преступной группы квалифицированы по статье 243 УК Республики Беларусь «Уклонение от уплаты налогов». В качестве обвиняемых и подозреваемых привлечено более 20 человек, они уже дают признательные показания и принимают меры по возмещению причиненного государству вреда.
Кстати, бывшего главу сервиса «Яндекс.Автобусы» и четвертого учредителя «Атласа» (у него 25% акций) Михаила Томшинского участники рынка в 2017-2018 годах обвиняли в допуске к работе нелегальных перевозчиков. Свою бизнес-модель, опробованную на белорусском рынке, он планировал в начале 2020 года распространить в России и соседних странах. Об этом подробно писал российский «Коммерсантъ».
Автор: Диана Шибковская