Найти тему

Почему воображение и память вредят нашему продвижению к Богу.

Здравствуйте подписчики и гости канала.

Продолжим исследование "Невидимой брани" Никодима Святогорца.

Как мы знаем, что в мире этом особенно люди уделяют внимание этим двум составляющим человеческой души. Мол, если развита память и воображение, то значит такой человек имеет высокую духовность.

Из открытых источников Яндекса.
Из открытых источников Яндекса.

И люди имеющие такое мнение идут в неверном направлении по пути духовности.

А по факту, это инструменты демонических сил, с помощью воображения, фантазий, памяти эти силы зла входят в души людей и овладевают ими. Из прошлого можно понять, как творческие люди, имея развитое воображение кончали жизнь свою трагически. Кто-то повесился, кто застрелился. Люди здравомыслящие не могли понять, почему такие люди заканчивали свою жизнь не очень хорошо. Но объяснение в единение с этими духами зла, которые и давали им такие способности, а люди дилетанты в духовном делании называли таких людей гениями, высокодуховными людьми.

Маги, колдуны экстрасенсы и люди желающие познать неведомое практикуют развитие воображения, фантазии, памяти и тем ещё дальше уходят от пути к Богу.

Такое воображение вредит нам.
Такое воображение вредит нам.

Часто сходили с ума, и бес подселялся внутри таких душ людей.

Поэтому Святые отцы ПЦ категорически запрещают развивать воображение, фантазию. Ибо это отвлекает нас от памяти Божьей. Ибо Бог безвиден, не чувствителен и т.д. Вот что пишет Никодим Святогорец:

1) Знай, что как Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безобразен и безвиден, и хотя везде есть, но есть превыше всего, то Он есть и вне всякого воображения. «Никакое воображение не имеет места в отношении к Богу, ибо Он есть выше всякого помышления и пребывает превыше всего» (Игнатий и Каллист, гл. 65, к концу в «Добротолюбии»). Отсюда само собою следует, что воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом.
2) Знай, что и Люцифер, первый из Ангелов, будучи прежде выше всякого неразумного воображения и вне всякого вида, цвета и чувства, как ум мысленный, невещественный, безвидный и бестелесный, когда потом возмечтал и наполнил ум свой образами равенства Богу, ниспал от оного безвидного, безобразного, бесстрастного и простого безвеществия ума в это многовидное, многосоставное и дебелое воображение, как полагают многие богословы, и, таким образом, из Ангела безвидного, безвещественного и бесстрастного сделался диаволом, как бы вещественным, многовидным и страстным. Но каким стал он, такими же сделались и слуги его, все демоны, о чем у Григория Синаита читаем следующее суждение: «Были некогда и они умами, но, ниспадши от оного безвеществия и тонкости, возымели вещественную некую дебелость, отелесняясь каждый соответственно своему чину, степени и действиям, окачествовавшим его. Вследствие сего и они, подобно людям, потеряв ангельскую сладость, лишились божественного наслаждения и осуждены в перстном находить услаждение, как и мы, сделавшись как бы вещественными чрез навыкновение вещественным страстям» (гл. 123 в «Добротолюбии»). По сей причине диавол у святых отцов называется живописцем, змием многовидным, питающимся землей страстей, фантазером и другими подобными именами. Слово же Божие изображает его отелесившимся драконом, с хвостом, ребрами, шеей, носом, глазами, челюстями, губами, кожей, плотью и другими подобными членами. (Смотри об этом в 40 и 41 главах праведного Иова). Из сего уразумей, возлюбленне, что так как многовидная фантазия есть изобретение и порождение диавола, то она для него премного вожделенна и пригодна к погублению нас. Святые отцы справедливо называют ее мостом, чрез который душеубийственные демоны проходят в душу, смешиваются с ней, и делают ее ульем трутней, жилищем страшных, злых и богопротивных помыслов и всяких нечистых страстей, душевных и телесных.
3) Знай, что по св. Максиму, великому богослову, и первозданный Адам создан от Бога не воображательным. Ум его, чистый и безвидный, будучи и в деятельности своей умом, не принимал сам вида или образа от воздействия чувств или от образов вещей чувственных; но, не употребляя этой низшей силы воображения и не воображая ни очертания, ни вида, ни размера, ни цвета сих вещей, высшею силою души, т. е. мыслью, чисто, невещественно и духовно созерцал одни чистые идеи вещей, или их значения мысленные. Но человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу и пал от такого своего мечтания; и за то из мысленной оной, равноангельской, чистой, разумной и безобразной жизни низринут был в эту чувственную, многосоставную, многовидную, в образы и мечтания погруженную жизнь, в состояние неразумных животных. Ибо быть погруженными в образы или жить в них и под влиянием их есть свойство неразумных животных, а не существ разумных.
После же того как ниспал человек в такое состояние, кто может сказать, в какие страсти, в какое злонравие и в какие заблуждения введен он был своим воображательным мечтанием? Нравоучение наполнил разными обольщениями, физику – многими лжеучениями, богословие – непотребными и нелепыми догматами и баснями. И не древние только, но и новейшие мыслители, желая любомудрствовать и говорить о Боге и о божественных, простых и недоступных воображению и фантазии таинствах (ибо в этом труде должна работать высшая сила души – ум) и приступив к сему делу прежде очищения своего ума от страстных видов и воображательных образов чувственных вещей, вместо истины нашли ложь. И, что особенно многобедственно, они эту ложь свою заключили в объятия души и сердца и держат крепко, как истину, выражающую действительность. И, таким образом, вместо богословов явились баснословами, предавшись, по апостолу, «в неискусен ум» (Рим. 1, 28). (См. о сем Исаака Сирианина в конце послания св. Симеону, сл. 55-е).
Итак, брате мой, если ты желаешь легко и удобно освободиться от таких заблуждений и страстей, если ищешь избежать разных сетей и козней диавола, если вожделеваешь соединиться с Богом и улучить божественный свет и истину, мужественно вступи в брань с своим воображением и борись с ним всеми твоими силами, чтобы обнажить ум свой от всяких видов, цветов и очертаний и вообще от всякого воображения и памяти вещей чувственных, как хороших, так и худых. Ибо все такое есть запятнание и затемнение чистоты и светлости ума, одебеление его безвеществия и проводник к острастению ума, так как ни одна почти страсть душевная и телесная не может подступить к уму иначе, как чрез воображение соответственных им вещей чувственных. Подвизайся же хранить ум свой бесцветным, безобразным, безвидным и чистым, как создал его Бог

Видите как Святые отцы ПЦ не придают значение нашему воображению, фантазиям, но даже наоборот: порицают. Это есть мостик к нашим душам дьяволу и его приспешникам.

А теперь посмотрим, что восхваляют люди нашего мира? Писателей, у которых воображения и фантазии зашкаливают. Считают их высокодуховными людьми. Преподают в школах, ставят в пример их. Мол, надо читать, развивать своё воображение, фантазию. Но так наоборот уводят учеников своих по ложному пути. Я не говорю о бесовских произведениях, написанных под руководством духов злобы поднебесных, как Гарри Поттер и т.д., а вот классики, как А.С.Пушкина, И.Тургенева, Л.Толстого, и т.д., которые считаются у нас идеалом нравственности. Но и по меркам Святых отцов ПЦ, эти произведения могут отдалять нас от духовного пути к Богу. Ибо все они основаны на чувственных образах, ума и сердца людей не приводящих нас к Богу, а наоборот, удаляют. Ибо ум должен быть безвиден, сердце безчуствительное. Почему? Добрые силы света скрываются от нас, потому что они безвидны, чувства добрые едва различные нашими чувствами. Как запах роз едва уловить нашим обонянием. И чем совершеннее светлое существо, тем более невиден, неслышим, нечувствителен, уподабливается Творцу. Которого человеку невозможно не увидеть, ни вообразить, ни понять умом своим.

Кстати, нет удивления тому, что христиане некоторых конфессий не верят в жизни Святых угодников после этой жизни. Потому что они достигали совершенства, и их чувства не могут фиксировать в бытие. Ибо наши чувства грубы. Но люди, которые уточнили свои чувства, могут видеть и чувствовать святых ангелов и святых угодников Божьих. Хотя до видения Бога, далеко, как от земли до неба. Ибо видеть Бога может лишь души совершеннейшие, достигших возраста Христа. Таких людей не знаю. Были раньше, и Бог открывал Себя отчасти. Ну и приход Христа. Явления очень редкие, когда Бог общается с людьми тет-а-тет. В основном, люди высокой духовности могут соприкасаться с силами света, посланным Творцом. А воображение, память, фантазия может лишь мешать этому общению и единению с силами света и Богом.