Виктор Черномырдин оставил внушительное наследство. Главный актив: доля в АО «Стройтрансгаз» - подрядчик по строительству газопроводов. Сыновьям принадлежало около 12% компании, которая, к слову, являлась крупным акционером «Газпрома» с долей в 6,2%.
Бизнес империя семьи Черномырдиных начала уменьшаться в объёмах ещё при жизни отца. С приходом Алексея Миллера в «Газпром» была инициирована «чистка». АО «Стройтрансгаз» лишился приоритета, а, следовательно, львиной доли заказов. Дети Черномырдина решили продать акции. Сумма сделки составила около 60 миллионов долларов.
После потери «привилегированного» положения в газовой отрасли Черномырдины переключились на сельское хозяйство. В Оренбургской области было взято в аренду около 500 гектаров земли. Кроме того, семья владела горнодобывающим предприятием – Яковлевским рудником в Белгородской области.
Виталий Черномырдин
Старший сын Виктора Черномырдина окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина. С 1985 года работал в Министерстве нефтегазовой промышленности СССР в Заполярье. С 1989 года перешёл на руководящую должность в «Газпром». После распада Советского Союза вместе с отцом и младшим братом основали АО «Стройтрансгаз».
В 2005 году отец помог получить 200-метровую квартиру в Москве от Управления делами президента.
В 2017 году появилась новость о том, что арбитражный суд начал процедуру банкротства старшего сына Черномырдина. В 2013 году Яковлевский рудник нуждался в инвестициях. Виталий решил взять кредит и выступил поручителем.
- Инвестор, скажем прямо, не вовремя взял кредит в долларах, и актив оказался в серьёзной долговой яме.
Основной долг в размере 12 миллиардов рублей с дисконтом в 50% выкупило ПАО «Северсталь», фактически став новым владельцем рудника. При этом по материалам суда, общая стоимость имущества Виталия Черномырдина оценивалась в 305 миллионов рублей.
В 2020 году ПАО «Северсталь» отказалось от финансовых претензий к Виталию Черномырдину. В итоге, его долг перед оставшимися кредиторами составляет около 2 миллиардов рублей. Однако существует вероятность, что суд признает старшего сына бывшего премьер-министра добросовестным должником, который не исполнил свои обязательства по объективным причинам, например, из-за финансового кризиса. Долг спишут, впрочем, с рудником всё равно придётся попрощаться.
Андрей Черномырдин
Младший сын Виктора Черномырдина тоже начал свою трудовую деятельность с «Газпрома». В начале 2000-ых годов пробовал с отцом построить газовый бизнес на Украине, однако там дали понять, что не нуждаются в посредниках. Сейчас живёт в Оренбургской области и занимается сельским хозяйством, осваивая арендованные гектары.