Лидеры Европейского союза не смогли договориться о новом пакете финансовой помощи Украине. При этом президент Европейского совета Шарль Мишель дал понять, что это не означает полного отказа от поддержки Киева, и обещал продолжить соответствующее обсуждение в начале следующего года.
Уходящий премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что 26 членов ЕС (все, кроме Венгрии) согласовали широкий бюджетный пакет, включая помощь Украине, и что лидеры блока могут провести дополнительный саммит, возможно, в конце января.
«Я вполне уверен, что мы сможем добиться прорыва в начале следующего года. У них еще есть время. Украина не останется без денег»,— заявил Рютте в пятницу.
Горе проигравшим?
Тем не менее, как отмечает Bloomberg, задержка помощи усилит беспокойство украинского руководства, теряющего поддержку Запада в наиболее напряженный с военной точки зрения период. Агентство обращает внимание на то, что контрнаступление Украины, поддержанное миллиардами долларов и евро западной помощи, поставками вооружений и обучением украинских военнослужащих, добилось лишь весьма ограниченного прогресса.
Очевидно, что именно это, пусть и негласно, Запад рассматривает как один из поводов для снижения масштабов поддержки. Не лучшим для Киева образом обстоит и ситуация с поддержкой со стороны США. Палата представителей американского конгресса на этой неделе ушла на рождественские каникулы, так и не одобрив заявку президента Джо Байдена на выделение 61 миллиарда долларов на помощь Украине.
Утешительный приз
Мягкий отказ от скорейшего предоставления европейской помощи Украине сопровождался утешительным призом, преподносимым ЕС в качестве существенной политической победы Киева. В четверг лидеры Европейского союза неожиданно согласились начать переговоры о членстве Украины в ЕС. Это решение Киев воспринял как большую политическую победу на фоне растущей неопределенности относительно его военной поддержки со стороны США и Европы.
О готовности начать переговоры сообщил Шарль Мишель во время встречи лидеров ЕС на саммите в Брюсселе.
«Это четкий сигнал надежды для их (Украины. — Прим. „Ридуса“) народа и для нашего континента»,— написал он в сообщении в соцсети X.
Параллельно, по словам Мишеля, блок готов начать переговоры с Молдовой о вступлении и предоставил статус кандидата Грузии.
А Орбан против…
Вполне ожидаемо против начала переговоров о членстве Украины в ЕС выступил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. По его словам, Украина не готова и эту тему следует исключить из повестки дня саммита. Это вызвало разочарование в других европейских столицах.
Как отмечает Bloomberg со ссылкой на информированные источники, Орбан не появился в зале, где прошло окончательное голосование, и, по сути, сорвал принятие решения, для которого требуется единогласное одобрение всех стран — членов ЕС. Примечательно, что, кроме венгерского премьера, против решения по Украине не высказался никто из участников встречи.
В пятницу Орбан лично подтвердил, что не участвовал в голосовании, и назвал решение лидеров ЕС о начале переговоров о членстве Украины в ЕС «бессмысленным, иррациональным и неправильным».
«Морковка» вместо денег, ракет и членства
Как уже отмечалось выше, решение ЕС о начале переговоров о членстве Украины является исключительно утешительным призом, играющим в большей степени роль манящей морковки, а не свершившимся геополитическим событием.
По мнению Bloomberg, этот шаг носит скорее символический характер. ЕС не запустит более формальные действия в рамках принятого решения как минимум до марта, когда Украине будет предложено выполнить несколько дополнительных условий, связанных с ее заявкой на членство.
Путь на годы?
Даже в случае полного единодушия со стороны стран — членов Евросоюза и отсутствия неприятных «сюрпризов» переговоры о принятии Украины в ЕС займут годы. Путь к членству в европейском блоке довольно долог и сложен. Так, последняя присоединившаяся к ЕС страна потратила на него около десяти лет.
Нельзя исключать, что в случае Украины процедура вступления будет упрощена и ускорена ввиду ее особого нынешнего положения. Однако в любом случае принятие ее в ЕС не состоится мгновенно.
Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что нынешний порыв 26 европейских стран является лишь символическим жестом. При этом каждая из них понимает, что присоединение страны, ослабленной военными действиями, с разрушенной экономикой потребует от них огромных денежных вливаний.
Едва ли не с большей опаской оглядываются в ЕС и на тянущийся за Украиной коррупционный шлейф. В Брюсселе до сих пор не могут понять, что делать с непробиваемой коррупцией в уже принятых в Союз Румынии и Болгарии, и пример этих стран определенно будет играть не на пользу Украине и Молдове.
Впрочем, в сегодняшней ситуации вряд ли стоит спешить с какими-либо далекоидущими выводами. Стремительно меняющаяся ситуация в глобальной политике плохо сочетается с многолетними периодами ожидания, и сегодня никто не скажет, что будет представлять собой ЕС к тому моменту, когда его лидеры наконец-то примут решение о принятии Украины в европейскую «семью народов».