Найти тему
Нижегородская правда

Книги к Международному дню чая: что рекомендуют классики русской литературы

   Чай объединяет - так же, как и чтение
Чай объединяет - так же, как и чтение

«Пейте чай, мой друг старинный, забывая бег минут…» – писал Булат Окуджава в стихотворении «Чаепитие на Арбате». Чай в России употребляли повсеместно, и это нашло отражение в классической литературе. 15 декабря отмечается Международный день чая. Можно заварить себе чашечку этого вкусного напитка, открыть хорошую книгу и чудесно провести вечер. А подобрать хорошую книгу поможет сотрудник Централизованной библиотечной системы Автозаводского района Дарья Некрасова.

Александр Пушкин «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич любил пить чай, иногда с ромом и земляничным вареньем. Пушкин ценил чай гораздо больше, нежели французское вино.

«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал».

Так пишет Александр Сергеевич о чаепитии в семье Лариных, организованному по правилам того времени. Девочки с 6-ти лет подавали чай для гостей и занимали их беседой, это считалось хорошим тоном. Аристократы традиционно добавляли в чай сливки.

-2

Николай Гоголь «Мертвые души»

Друг Николая Васильевича Михаил Погодин говорил, что «запас отличного чаю у него [Гоголя] не переводился, но главным делом для него было набирать различные печенья к чаю».

Роман «Мертвые души» написан в 1835 году, и в то время чай стоил очень дорого. Рассказывая о гостинице, в которой останавливается Чичиков, Гоголь пишет: «купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю».

«Пара чаю» – русская традиция, когда в одном чайнике находится заварка, в другом – кипяток.

В другом эпизоде жадный Плюшкин обрадовался, когда Чичиков отказался от чая:

– А чайку?

– Нет, уж чайку пусть лучше когда-нибудь в другое время.

– Как же, а я приказал самовар. Я, признаться сказать, не охотник до чаю: напиток дорогой, да и цена на сахар поднялась немилосердная. Прошка! не нужно самовара!

-3

Николай Карамзин «Письма русского путешественника»

Для Карамзина чай является связующим звеном между странами, соединяющей нитью в диалоге культур. Николай Михайлович рассказывает о своем двухлетнем путешествии и пишет, что чай пил повсеместно: в Риге, Берлине, Франкфурте, Женеве, Цюрихе, Лондоне и других городах. Чай выступает как атрибут общения, обсуждения насущных вопросов, а также способствует созданию уюта в доме.

Традиции литературного чаепития начались именно с Карамзина. В «Письмах русского путешественника» чай упоминается около 60-ти раз. Один из примеров: «В Кантербури, главном городе Кентской провинции, пили мы чай, в первый раз по-английски, то есть крепкий и густой, почти без сливок, и с маслом, намазанным на ломтики белого хлеба».

-4

Иван Гончаров «Фрегат «Паллада»

Иван Александрович рассказывает о трехлетней экспедиции, за время которой он побывал в Сибири, Африке, Японии, Китае, Англии. Гончаров был человеком консервативным и совершенно не склонным к авантюрам, и тем удивительнее, что он оказался на военном парусном корабле вместе с другими участниками путешествия.

В произведении «Фрегат «Паллада» Гончаров часто пьет чай в разных местах, странах, на корабле и на суше. Как пишет Иван Александрович: «Нет, чай умеют пить только в России! <...> Впрочем, всем другим нациям простительно не уметь наслаждаться хорошим чаем: надо знать, что значит чашка чаю, когда войдешь в трескучий тридцатиградусный мороз в теплую комнату и сядешь около самовара, чтоб оценить достоинство чая».

-5

Гончаров узнает о чайных традициях и предпочтениях жителей разных стран, пробует разные сорта чая, то и дело возвращаясь к родной стороне: «Мы называем хорошими нежные, душистые цветочные чаи. Не для всякого носа и языка доступен аромат и букет этого чая: он слишком тонок. От чая требуют того же, чего от индийских сой и перцев, то есть чего-то вроде яда».

Лев Толстой и чайные традиции

Лев Николаевич – большой любитель чая. Он говорил: «Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души». Чаепития в Ясной Поляне стали частью русской культуры. Чай разливали из самовара, подавали к нему вкуснейшее ягодное варенье, фрукты, мед, булочки, печенье, пирожки. Чай с лимоном, травяной, с фруктовыми добавками – на любой, даже самый избирательный вкус.

Семья Льва Николаевича часто принимала гостей, и однажды к ним приехали аж 800 человек, в основном дети рабочих. Сам граф Толстой угощал ребят чаем, который в то время могли позволить себе далеко не все, и для многих чай был изысканным угощением.

-6

В романе «Семейное счастие» чаю уделено особое внимание, и становится понятно, как важна была чайная церемония и как торжественно к ней подходили: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собирались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне всё казалось, что я недостойна еще этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повертывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать: «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

Герои романа «Воскресение» также любили пить чай. «Печка истопилась, согрелась, чай был заварен и разлит по стаканам и кружкам и забелен молоком, были выложены баранки, свежий ситный и пшеничный хлеб…»

Чай фигурирует во всех произведениях Льва Толстого. Эпизод из «Анны Карениной»: «В половине десятого особенно радостная и приятная вечерняя семейная беседа за чайным столом у Облонских…»

«Ну, приходи скорее чай пить. Все вместе», – говорит Наташа Ростова, героиня «Войны и мира».

Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»

Тарханский дом, где жила Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Михаила Юрьевича, всегда был полон гостей, и каждый день начинался с чаепития.

Так и драма Лермонтова «Люди и страсти» начинается с чаепития: «Утро. Стоят на столе чайник, самовар и чашки».

«Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу», – говорит рассказчик в «Герое нашего времени».

Чай объединяет – как и книги, которые нижегородцы могут взять в библиотеках города.

-7

Ещё новости по теме

В свет вышла книга о работах знаменитого инженера Владимира Шухова

Нижегородка Елена Крюкова получила награды за роман и сборник стихов

В Нижнем Новгороде вышел сборник о ветеранах боевых действий

Книги
3507 интересуются