Между интернет-компаниями и пользователями действует компромисс: мы получаем бесплатные сервисы, а взамен терпим бомбардировку рекламой. Но обладатели достаточно глубоких карманов всё чаще избавляются от раздражающих баннеров.
Подписки — они повсюду
В ноябре Meta* предложила европейским пользователям Facebook и Instagram подписку на отключение рекламы за 9,99 евро в месяц. В октябре X (бывший Twitter) запустил новый тариф Premium, который полностью убирает рекламные посты в ленте. Аналогичные опции тестируют TikTok и Snapchat.
Интернет-газеты и журналы тоже активно переключаются на подписки. В 2014 году 5% взрослого населения топ-20 развитых стран платили за доступ к новостным онлайн-изданиям, а в 2023-м — уже 13%, говорится в исследовании Оксфордского университета.
Классические радиостанции, которые финансировались через рекламу, уступили место Spotify и аналогам. В стримингах обычно есть бесплатный тариф с рекламными вставками. Но значительная доля (у того же Spotify — 40%) пользователей всё-таки платит за возможность избавиться от них. Похожая история с телевидением и потоковыми сервисами.
Когда-то создатель Facebook* обещал, что его соцсеть всегда будет бесплатной. Изменить принципам пришлось по двум причинам. Одна из них — регулирование. Европейский суд постановил, что технологические компании должны получить явное согласие пользователей, прежде чем показывать им персонализированную рекламу. Чтобы не снижать эффективность рекламного бизнеса, Meta* предложила альтернативу — можно скрыть объявления за определённую (немаленькую) плату.
Другая причина — общий тренд на конфиденциальность, который возглавляет Apple. С 2021 года владельцы iPhone могут отказаться от отслеживания со стороны программ. Это лишило ту же Meta* значительной части дохода — около 10 млрд долларов за 2022 год.
Рекламный бизнес идёт к закату?
Мало кто из европейцев будет платить за Facebook* и Instagram*, считает Эрик Зойферт, автор информационного бюллетеня Mobile Dev Memo. Что касается остальных стран, представители Meta* заявили, что не собираются запускать подобный тариф за пределами ЕС.
Люди, которые готовы платить за отказ от рекламы, чаще всего богаче тех, кто её смотрит. 8 из 10 платящих подписчиков онлайн-изданий принадлежат к семьям со средним или высоким достатком, следует из опроса Института изучения журналистики Reuters. К тому же более состоятельные пользователи сильнее беспокоятся о своей конфиденциальности, а потому скорее откажут приложениям в отслеживании действий на своих iPhone.
Возможно, самые большие новые рекламные возможности открываются в тех областях, где раньше объявления вообще не встречались. В прошлом году сеть отелей Marriott начала отправлять таргетированную рекламу гостям на телевизоры в номерах. Авиакомпания United Airlines планирует показывать пассажирам персонализированную рекламу через систему развлечений на борту. А Uber начал использовать данные о клиентах, продавая рекламу в собственном приложении.
* Деятельность компании Meta Inc. и её продуктов, включая Instagram и Facebook, признана в России экстремистской и запрещена