Время чтения 9 минут.
Холодным осенним вечером немолодой лектор подошёл к дому культуры. Днём всё казалось обычным, а в темноте, когда включили подсветку, стало видно, что буква "М" в слове "Дом" не горит. Получилась странная и, отчасти, концептуальная надпись: "До Культуры".
Лектор стал мысленно бормотать "до культуры, до культуры". Что это значило? Особенно в контексте темы его исследовательского интереса последних месяцев и сегодняшней лекции – бессмертие. Однако лекция, в угоду привлечения внимания вечно беспечной публики, называлась: "Корпоративное бессмертие – модель, продукт и технология".
Да и правда. Кого, на уровне отдельных личностей, волнует бессмертие? Разве что философов. Но им ничего не продашь. Они сами в вечном и безуспешном поиске сбыта своих идей и концепций. Другое дело корпораты в условиях турбулентности. Их такое название должно зацепить, – размышлял Алексей, так звали лектора и тоже отчасти философа.
Алексей прощупывал тему бессмертия мягко, тонко и безмятежно. Он никуда не торопился, зная, что впереди у него вечность.
Вот и этот прихудалый дом культуры, в котором корпоративным духом отродясь не пахло, он выбрал осознанно, а не от безысходности, как часто случается с другими лекторами.
Алексей накапливал потенциал неспешно и выделил на исследование около десяти лет. Это срок, за который он планировал войти в смысловое и ценностное пространство вечности. А также впустить его в себя. Поэтому престижность места и наличие целевой аудитории его не волновали. Зато получить доступ к посетителям клуба было гораздо проще.
Алексей резко перебил свои рассуждения. Какой клуб?! При чём тут доступ к целевой аудитории?! Ты и так в бессмертии, а бессмертие в тебе. Что ты здесь забыл?! Алексей мягко, неспешно и аккуратно раскрыл мысль: "Я помогаю бессмертию проявиться во мне в виде состояния, ментальной программы и актуальной и понятной людям семантики. На это нужно время."
«Бессмертие до культуры». Что это?! Случайный набор слов или формула?! Алексей стоял в холле, неспешно снимал пуховик и мысленно шептал, пробуя на вкус: «бессмертие и докультура».
Конечно, соглашался Алексей, бессмертие – это культура. Причём объёмная, сформированная и зрелая. Иначе и быть не может. И в то же время, бессмертие находится вне культуры.
Бессмертие – это, по ощущению, нечто вечно юное и живое. Может ли такой быть культура?! Алексей задался этим вопросом, но явного отклика в себе не чувствовал.
К Алексею подошёл невнятного вида сотрудник клуба и предложил пройти в комнату для подготовки. Презентация будет включать пять слайдов, – думал Алексей, поднимаясь по лестничным пролётам. Первый звучал так: «Дисперсность присутствия», а второй: «Спящие цепные псы».
Связи между ними не ощущалось. Финальные три слайда Алексей планировал создать в оставшиеся полчаса до лекции. Ему хотелось почувствовать атмосферу клуба и состояние творческой уязвимости.
«Иногда проживаешь состояния новые, тонкие и непонятные. Сначала нужно приложить усилия, чтобы их почувствовать. А затем понять их». А что дальше?!, – спросил себя исследователь. Дальше, – хмыкнул Алексей в ответ, проявляются такие странные слова как «дисперсность присутствия».
Алексей по привычке стал крутить и мять эти два слова. Это внимание? Всеохватывающее внимание сознания? Похоже. А как это связано с бессмертием? Нужно, чтобы внимание было на чём-то (или на всём?!) сосредоточено.
Алексей попробовал сделать так, как ему казалось, должно работать дисперсионное присутствие. Получилось состояние, которое описать сложно или вовсе невозможно. Но внимание его изучало и не торопилось отпускать.
Время текло. Алексей чувствовал, что внимание постепенно насытилось и словно ребёнок, было готово начать искать, чем бы себя занять.
Алексей тут же подсунул название второго слайда: «Спящие цепные псы». Что это?, — задал он вопрос. Внимание переключилось на новый объект. Спящие цепные псы – это парадокс. Цепные псы не должны спать. Также это вид энергии, который усыпляет себя агрессией, но зато других очень даже эффективно пробуждает.
"Как это связано с бессмертием?!" задумался Алексей. "Бессмертие – это непрекращающееся движение на грани потери интереса к обновлению сознания, которое может казаться рутинным. Это процесс, за которым неизбежно следуют сначала творческая, а затем и физическая смерть. Именно тогда спящие цепные псы начинают чувствовать запах жертвы, возбуждаются и пробуждают сознание, которое начинает засыпать в равновесии постоянных изменений."
Чувствуя это состояние, Алексей испытал резкий толчок остановки, остывания и мглистости. Охватывающий страх обволакивал его тело и сознание. Рывок на грани сил возвращал сознание в поток генерации идей, вдохновения и новизны. Сознание снова начинало наполняться лёгкостью, радостью и интересом к жизни.
Содержание третьего слайда презентации возникло в сознании ярко и внезапно: "Парадокс творчества".
"Творение для меня – это настоящий парадокс," подумал Алексей. "Это та самая река, в которую дважды не войдёшь. В творчестве ничто не повторяется, иначе это не творчество. Но всё же, кое-что повторяется. Чтобы новое могло родиться, старое должно послужить материалом для рождения и умереть."
"Рождение и смерть – это суть неизменного творения и обновления. Птица Феникс – метафора бессмертия. Бесконечно сгорать и неизменно рождаться, сохраняя форму, но меняя содержание."
Алексей увидел внимательные глаза, устремлённые на него из зала. Он на лету создавал контент третьего слайда и вдруг осознал, что не помнит, подготовил ли названия двух последних слайдов.
После его кивка человеку за ноутбуком на предпоследнем слайде появилась серая строка на белом фоне: "The winner takes it all". Алексей отвёл взгляд, затем вернулся к слайду и прочитал: "Безмятежная уязвимость".
"Безмятежность, уязвимость и бессмертие – как они связаны? Если бессмертие – это практика, а не продукт для победителя, то, возможно, состояние безмятежности, с одной стороны, и уязвимости, с другой, создают отношения среды и субъекта самосотворения."
Ощутив согласие с этой мыслью, Алексей продолжил: "Творческий человек крайне уязвим. Он тонок, восприимчив и раним. Другими словами, смертен. Творец умирает каждый раз, когда слышит слова критики или даже заинтересованного непонимания."
Стоя на сцене с незрелой презентацией, не опираясь ни на одну известную школу о бессмертии, Алексей чувствовал парадоксальное – абсолютный покой вечного бытия на конце тонкой иглы смерти, которая упиралась в его открытое сердце.
Сердце вибрировало от волнения в его творческой уязвимости. "Принято," сказал себе Алексей и перевёл внимание на вопрос: "Где же здесь вечная жизнь?"
"Источник вечной жизни", – так назывался последний слайд его презентации в доме культуры. Он нуждался в словах как для себя, так и для слушателей. В пространстве возникло состояние, которое Алексей называл "Стоячая волна".
Время и границы перестали существовать. Всё стало единым, но не слившимся. Алексей ощущал каждого человека в зале, зная, что они также чувствуют его и могут узнать о нём всё. Абсолютная открытость! "Тотальный open space", шутил он в таких случаях.
Лекция закончилась. Алексей общался с благодарящими и задающими вопросы людьми, чувствуя за спиной присутствие Некого, осознающего себя вечномолодым, сияющим духом жизни, творящим новизну и вдохновение. "Нам по пути", – подумал он, застёгивая пуховик и шагая в творческую неопределённость пустоты.
9 ноября 2023