Он выступал перед британской королевой, был близким другом Людмилы Георгиевны Зыкиной, а главный хит в его репертуаре, ставший «визитной карточкой» певца, специально для него сочинил легендарный авторский тандем, супружеская чета Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Без упоминания имени по совокупности фактов можно подумать, будто речь идет о каком-то прославленном артисте советской эпохи. Однако её величество Елизавета II в Советском Союзе не бывала ни разу, она приехала в нашу страну уже при Ельцине, то есть в 90-х, а единственный артист, которому выпала честь петь для неё, хоть и причислялся к звездам первой величины ныне относится к разряду подзабытых. В последние годы исполнитель появлялся в рядах участников шоу «Суперстар. Возвращение» на канале НТВ. Имя ему Юлиан. О нём и о песнях Александры Пахмутовой из его репертуара, и будет сегодняшний рассказ.
1994-й год. Георгиевский зал Кремля. В присутствии глав двух государств выступает любимый певец российского президента. Для королевы Великобритании звучит «Русский вальс», песня написанная теми же авторами, что четырьмя десятилетиями ранее дарили советским космонавтам свою «Нежность», а их хиты пели Майя Кристалинская, Анна Герман, Муслим Магомаев, Николай Гнатюк и другие звезды 60-х – 70-х и 80-х годов. А в 90-е новые хиты Пахмутовой и Добронравова зазвучали из уст Юлиана.
Эпоха на дворе стояла уже совсем иная, происходила смена культурных формаций, менялись музыкальные тенденции, для советских композиторов наступили не лучшие времена. Оставаясь признанными и уважаемыми классиками, они не котировались в реалиях «новой эстрады» и зарождающегося шоу-бизнеса, ассоциировались скорее с прошлым, чем с настоящим и будущим и зачастую оказывались не у дел.
«Белая ворона» российской эстрады
На каждом этапе развития постсоветской отечественной эстрадной музыки появлялись исполнители, которых с определенной долей условности, воспринимались как продолжатели и популяризации традиций советской эстрады, в нулевых – Витас, позже – Марк Тишман и другие. Юлиан – первый в этом ряду, он явился как раз на переломе, соединив две разных культурных эпохи.
Мама певца рассказывала, что ещё в школьные годы Юлик был «белой вороной» в компании сверстников, его лучше понимали и принимали учителя, чем одноклассники. Пожалуй, почти в каждом классе был такой ученик. Юлиан во многом остался таким и во взрослой певческой карьере, музыканты и продюсеры эпохи 90-х считали, что он поёт какой-то нафталин.
«Приходили и говорили: «Ну что ты поёшь?! Какой «Русский вальс»?! Кому это нужно? Надо такие петь песни, как у «Ласкового мая»! Напишем тебе песню – два аккорда, три прихлопа – и всё, ты в шоколаде!»
- так воспроизводил их слова в интервью сам Юлиан, не называя конкретных фамилий.
Он шел своим путем, не хотел петь все подряд, и именно за это его и полюбили. Творческий выбор выделил певца на фоне звезд эпохи, словосочетание «белая ворона» закрепилось за ним, его Юлиан повторит во многих интервью. Близкое дружеское окружение певца составляли представители старшего поколения творческой элиты страны: Людмила Зыкина, Александра Пахмутова, Нонна Мордюкова, Алла Баянова.
- Мне со взрослыми, действительно, было интересней,
- признавался исполнитель.
90-е были эпохой развития шоу-бизнеса и засилья желтой прессы. Многие «звезды» сами были не прочь о себе что-нибудь придумать, чтобы попасть в поле внимание. Юлиан ничего не придумывал, но вокруг него ходила много слухов. Так с Нонной Мордюковой ему приписывали роман, рисовали артиста неким «Прохором Шаляпиным образца 90-х», якобы он предпочитает женщин в возрасте. Певца, по его признанию, это всегда раздражало. С «великими женщинами» старших поколений его связывала искренняя дружба, отношения подобные матери и сына, наставницы и ученика.
По словам Юлиана, идею выступать под мононимом ему подсказала Алла Баянова, музыкальная долгожительница, советская и румынская певица. Будучи Юлианом по паспорту, не нужно придумывать псевдоним, а вот фамилия у певца простая и не очень благозвучная для такого имени – Васин.
Артист исполняет песни авторов разных творческих поколений, советских и современных. Он перепел советскую классику «Три годы ты мне снилась» (Н. Богословский, А. Фатьянов, 1946), «Пообещайте мне любовь» (Е. Крылатов, И. Вознесенский, 1978), «Лебединая верность» (Е. Мартынов, А. Дементьев) и другие песни.
Особое место в репертуаре Юлиана занимают песни Пахмутовой и Добронравова, в материале я решил сделать акцент именно на них.
Исключительный случай. Ранние годы и становление певца.
Юлиан вырос в подмосковном городе Коломне. Светлана Васина родила сына 12 августа 1973 года, хотела дать ребенку необычное, красивое имя. Как раз в момент его появления на свет по телевидению показывали очередную серию популярнейшего сериала «17 мгновений весны» и мальчик стал Юлианом, в честь автора литературного первоисточника шпионской саги – писателя Семенова.
«Мама выбирала имена красивые, шел фильм «17 мгновений весны» по Юлиану Семенову, как раз и радистка Кэт рожала, и маму увезли в роддом»,
- рассказал Юлиан в интервью Татьяне Устиновой в программе «Мой герой».
Мальчик воспитывался в интеллигентской семье, отец работал инженером, мать – учительницей музыки в колледже. Как профессионал, она рано распознала у ребенка музыкальные задатки, поняла, что он обладает абсолютным слухом. Уже с ранних лет Юлиан подбирал мелодии на пианино, давал домашние концерты. У дедушки была большая домашняя фонотека, парень рос в окружении музыки и образцов классической культуры, с детства демонстрировал одаренность, рано научился читать и писать, уже подростком давал выступления на концертных площадках своего города, школу закончил на два года раньше, экстерном. Когда Юлиан отправился покорять соседний крупный мегаполис – Москву – ему было от роду 14 лет. В таком возрасте поступить в высшее учебное заведение – случай не типичный.
«Вся моя жизнь – одни сплошные исключения»
- говорил Юлиан.
Будущий заслуженный артист России, как он сам выразился, «обманул» ГИТИС, в порядке исключения был принят в творческий ВУЗ и закончил его, получив сразу два диплома – эстрадного артиста и режиссера массовых мероприятий. В возрасте 20 лет, то есть в 1993, Юлиан дает первый большой сольный концерт на одной из ведущих площадок страны – ГЦКЗ «Россия».
Юлиан и Александра Пахмутова. История песни «Русский Вальс»
Уже студентом второго курса Юлиан получил признание, став лауреатом международного конкурса артистов эстрады. В выборе репертуара молодой исполнитель проявил консерватизм, продемонстрировав приверженность к старой школе. Он исполнил песню 1962 года «Старый клён», написанную Александрой Пахмутовой на стихи Михаила Матусовского. В совсем юном возрасте судьба подарила ему случайную встречу с автором музыки нетленного хита. Заприметив на проходной радиостанции Александру Николаевну, которую боготворил с детства, он набрался смелости и окликнул любимого композитора. Представился, признался в любви к её творчеству и сказал, что хотел бы исполнить её песню. Для Пахмутовой было приятно, что её творчеством интересуется совсем молодой артист, она оставила парню свой телефон. Так состоялось знакомство, положившее начало многолетней дружбе и творческому сотрудничеству.
Спустя какое-то время Юлиан попросил композитора сочинить песню специально для него, сказав, что это должна быть песня о России. В стране разруха, у государства тогда даже не было официального гимна. Время ли для патриотических песен? Пахмутова посмотрела на певца с сомнением и ответила: «Я подумаю».
И, тем не менее, «Русский вальс» появился и зазвучал, обратив на себя внимание самого Бориса Николаевича, и даже ходили разговоры о том, что, вовремя появившись, песня претендовала на то, чтобы стать гимном новой страны. А родилась песня внезапно. Александру Николаевну «осенило» во время поездки в такси в компании Юлиана. Композитор вдруг сказала: «Придумала», достала нотную бумагу и стала записывать. На готовую мелодию её супруг Николай Николаевич сочинил несколько вариантов текста, скрупулезно подбирая каждую строчку.
«Николай Николаевич всегда карандашиком всё пишет, потом стирает, опять пишет, над каждой строчкой ещё несколько строчек, с ним очень интересно работать»,
- уважительно описывает Юлиан работу великого поэта-песенника.
Путь к слушателю «Русского вальса» был не прост, песню не хотели брать в ротацию. В то время «новой культурной реальности», всё советское было не в почете, новые творения композиторов «старой гвардии» в ротацию брали неохотно.
«Я пробивал наш «Русский вальс» знаменитый, приходил на телевидение, ставил кассету, мне говорили: «Хорошая песня. Кто автор?». «Пахмутова». «Не, это нам не надо, давайте нам другую»
, - рассказывает Юлиан.
Песня всё же дошла до слушателей, и стоило ей зазвучать, как она моментально стала хитом. Юлиан выступил с ней на «Славянском базаре» в Белоруссии. Номер оказался настолько ярким, что «замолчать» его было бы странно. Замеченный на самом верху артист был приглашен представлять эстрадный жанр на 15-минутом концерте для английской королевы.
«Мать и сын». Юлиан и Людмила Зыкина
В конце 90-х в репертуаре Юлиана появилась композиция с символичным названием «Мать и сын». К её созданию причастны две великие женщины – автор музыки, композитор Александра Пахмутова и певица Людмила Зыкина. Песня зазвучала в дуэтном исполнении артистов из разных поколений. Их творческие и жизненные пути пересеклись, когда Юлиан уже был знаменитым певцом. С Зыкиной они оказались одновременно на гастролях в одном городе и поселились в соседних номерах гостиницы. Открывая дверь, Юлиан буквально лицом к лицу столкнулся с Народной артисткой СССР. Певец вспоминал, что при первой же встрече Людмила Георгиевна повела себя подобно заботливой маме или бабушке, решила его накормить, пригласив к себе в номер.
- Накормила меня котлетами, которые были у неё с собой в кастрюльке. Это сейчас у артистов заоблачные райдеры. А раньше ездили со своей едой и с кипятильником. У Зыкиной была потрясающая энергетика. Рядом с ней находиться – это было что-то... Меня просто колбасило. Ведь такие люди рождаются раз в 100 лет»,
- вспоминает певец о своей первой встрече с Людмилой Георгиевной.
В дальнейшем исполнители разных поколений хорошо общались. Юлиан рассказывал, что Зыкина не очень любила и нечасто пела с кем то дуэтом, но с ним согласилась записать песню. Написать её специально для дуэта Юлиан попросил Пахмутову и Добронравова и тему подсказал сам – диалог матери и сына. Людмилу Зыкину, как и актрису Нонну Мордюкову, Юлиан в интервью называл своей « второй крестной творческой мамой».
Премьера песни «Мать и сын» состоялась в конце 1998 года на концерте Юлиана, в 1999-м дуэт издан на его альбоме «Не верю в королей».
«Дорогая моя». Юлиан и Анастасия
С певицей Анастасией Мицковской, урожденной Протасенко, Юлиан соединился узами брака уже в зрелом возрасте, в 2019 году. К тому моменту за плечами исполнительницы было несколько замужеств. На эстраде она выступает под именем Анастасия. У артистов немало общего. В реалиях 90-х Анастасия тоже плыла против течения, она категорически отказывалась работать под фонограмму, без стеснения рубила «правду-матку» о реалиях отечественного шоу-бизнеса, запомнилась критическими высказываниями о коммерциализации музыкальной культуры.
В браке Юлиан и Анастасия прожили чуть больше года, кратковременному семейному союзу предшествовала многолетняя дружба и творческое сотрудничество соратников, единомышленников и партнеров по сцене. Они выпустили несколько совместных песен. На альбоме «Не верю в королей» вместе с дуэтом с Людмилой Зыкиной издана и дуэтная песня Юлиана и Анастасии «Дорогая моя», написанная теми же авторами – Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым.
Другие песни Пахмутовой и Добронравова в репертуаре Юлиана
- Кобзон ревновал Пахмутову ко мне, она написала мне больше хитов,
– такую фразу Юлиан проронил в одном из интервью.
В репертуаре артиста в общей сложности около 50 композиций авторства семейного и творческого тандема. Назову лишь некоторые.
В альбоме «День рождения» с главным хитом «Русский вальс» была представлена и композиция «Звездная река».
В последующие годы альбомы Юлиана выходили один за другим и, как правило, песням Александры Николаевны на них отводилось заглавное место. В 1995 году на кассетах вышел альбом, названный по «Разбей на счастье сердце мне».
На этом же альбоме была их с Добронравовым песня «Вишневый сад».
Альбом «Ты танцуешь - я пою» открывается одноименной песней семейного авторского тандема. А закрывает альбом композиция с очень «советским» по духу названием «Песня выбирает нас».
Дружбу с семьей Александры Пахмутовой и Николая Добронравова Юлиан пронес сквозь десятилетия. Осенью этого года поэта-песенника не стало. Юлиан, как человек из ближнего окружения, находился рядом с Александрой Николаевной, поддерживал её.
«Александра Николаевна сказала мне: "Спасибо, Юличка, что пришёл. Я тебя очень люблю". А я ей сказал: «Держитесь, Александра Николаевна. Колечка всегда будет жить, потому что поэты не умирают. А вы должны держаться ради нас". Еще я ей поклялся, что до конца своих дней буду исполнять его песни»,
- передал Юлиан их диалог в дни прощания с Николаем Николаевичем.
Эпилог
Звание Заслуженного артиста России певец Юлиан получил по итогам 10-летия творческой деятельности, в 1999 году. А на следующий год с певцом случилось трагедия, он перенес клиническую смерть. Своим вторым днём рождения он называет 15 июля 2000 года. В трагическом событии есть определенный символизм. Во-первых, всё случилось в миллениум, на грани веков и эпох, а, во-вторых, в нулевых его карьера пошла на спад. 2000 год действительно разделил судьбу артиста, как бы, на до и после.
В начале XXI века певец не мелькал на телевидении, был не так заметен широкой аудитории, как в предыдущее десятилетие. Он записал несколько альбомов, выступал, переиздавал старые пластинки. В 2006 создал собственную радиостанцию, которая вещала вплоть до 2020. В популярном проекте НТВ «Суперстар. Возвращение» участвовал в 2021. В одном сезоне с ним оказалась и его давняя подруга и бывшая жена – Анастасия. Юлиан продолжает творческую деятельность, дает концерты, гастролирует, периодически появляется в программах формата интервью, музыкальных шоу.
Материал создан в развлекательных и ознакомительных целях на базе информации из открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.