В Государственном Кремлёвском Дворце торжественно отметили 70-летие Липецкой области.
Еще до начала торжественной программы в Гербовом фойе гости вечера могли ознакомиться с выставкой «Липецкая земля». Здесь были представлены работы художников, которые живут и творят в этом красивейшем регионе, а также местная продукция, известная по всей России и далеко за её пределами, в том числе, знаменитые елецкие кружева. В Паркетном же фойе выстроилась очередь из желающих сделать памятный снимок на фоне огромной светящейся эмблемы праздника.
Официальная часть началась с выступления губернатора Липецкой области Игоря Артамонова, который обратился со словами приветствия к своим землякам, подчеркнув значимость того, что нынешние юбилейные торжества начинаются именно в Кремле. Игорь Георгиевич уточнил: «70 лет для человека – это почтенный возраст, а для субъекта – это молодость. Мы один из самых молодых регионов в нашей стране, а наше главное достояние – это наши люди. Торжества, посвященные юбилею, только начинаются. Впереди у нас еще много планов, которые расписаны на год вперёд».
После просмотра документального фильма, позволившего всем воочию убедиться, насколько прекрасна природа этой части Центрального федерального округа, начался масштабный вокально-хореографический спектакль «Тихий Дон» - его представил в ГКД Государственный театр танца «Казаки России» (Липецк), который возглавляет народный артист России Леонид Милованов.
Эта постановка, созданная в 2015 году и приуроченная к 110-летию со дня рождения М.А. Шолохова, не только открыла новую страницу в истории самого театра (до этого в программе коллектива были лишь отдельные фольклорные номера), но и существенно расширила представления и широкой зрительской аудитории, и специалистов о возможностях современного театрального искусства и законах взаимодействия его видов и жанров.
В самом деле, «Тихий Дон» в исполнении «Казаков России» - это, на первый взгляд, очевидный мюзикл, но чем дальше развиваются события, тем более синкретичными становятся используемые постановщиком приёмы. Причём постепенно и пластическая драма, и танец – как народный, так и полноценный модерн, соединённые с музыкой и хоровым пением, настолько сливаются в единую – монолитную по форме, но при этом внутренне постоянно трансформирующуюся – структуру, что ей впору искать некое новое, особое определение. Разумеется, здесь мы этого делать не будем – просто постараемся передать вам невероятное впечатление от этого необычного и совершенно невероятного спектакля.
Начнём с того, что с самого начала на сцене возникает сквозной персонаж, который оказывается единым связующим звеном между отдельными сценами, картинами и даже действующими лицами. И персонаж этот – Смерть, образ которой прекрасно воплощает на сцене Егор Иванов.
Собственно, самая первая сцена спектакля так и называется: «Рождение Смерти». В такое уж время выпало жить героям шолоховского романа: Первая мировая, Октябрьская революция, Гражданская война… Разгул смерти, её кровавое пиршество, когда за человеческую жизнь никто не дал бы и гроша, когда брат шёл на брата, рушились основы веры, продразверстка и раскулачивание оборачивались повальным голодом и болезнями, выкашивавшими порой целые села. Само собой, происходили и личные трагедии, опять-таки заканчивавшиеся фатально. И вот Смерть, только что собравшая на поле брани щедрую дань со стороны красных и белых, уже кружит в пугающем танце с Натальей, нелюбимой женой Григория Мелехова, потом велит следовать за ней его родителям, Василисе Ильиничне и Пантелею Прокофьевичу, а заодно и маленькой дочке, которая исчезает в кулисах вместе с бабушкой и дедушкой, помахав на прощание ручкой растерянному братику…
В хореографическом отношении невероятно выразительно строятся дуэты Григория и Аксиньи, они всегда, даже в моменты неистовой страсти, глубоко драматичны. И каждый раз где-то рядом с героями ощущается неотступное дыхание Смерти – даже в те минуты, когда её, казалось бы, и нет в поле зрения…
В спектакле множество неожиданных режиссёрских находок, каждая из которых удивляет своей изобретательностью и мгновенно врезается в память. Чего стоит, к примеру, такой эпизод: Смерть, исполняя в очередной раз свой жутковато-гипнотизирующий танец-монолог, вдруг резким движением натягивает на изогнутое лезвие косы красную тряпицу, моментально превращающуюся в большевистский стяг, - и это на фоне мультимедийного эпизода боя, разворачивающегося на большом экране и находящего своё продолжение уже в реальности, на сцене, когда багровые фигуры новоявленного воинства сходятся в рукопашной схватке с казаками. И вот в какой-то момент всё сценическое пространство накрывают трепещущие алые волны - финальная сцена первого действия так и называется: «Кровавая река».
Да, это спектакль глубоко трагический, как, собственно, и «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Другое дело, что книга писалась в советский период, с 1925 по 1932 год, а потому, в соответствии с велением времени, в финале, несмотря на всю, казалось бы, безысходность ситуации, есть намёк на новую жизнь – возможно, Григорий сумеет построить её, воспитывая сына, единственного из близких ему людей, оставшегося в живых. Автор проекта «Тихий Дон» Леонид Милованов смотрит на ситуацию с позиции дня сегодняшнего, и акценты расставляет несколько иначе: последние две сцены называются, соответственно, «Крест» и «Отжил я свой век» - так в спектакле возникают глобальные темы покаяния и неизбежной расплаты за содеянное.
«Тихий Дон» от театра «Казаки России» - спектакль непростой для восприятия, настойчиво приглашающий задуматься о многих важных для каждого из нас вещах: ответственности перед близкими, чести, исторической правде, умении проходить через самые тяжкие испытания, не теряя при этом человеческого достоинства. Но в то же время в нем много и ярких, колоритных сцен, позволяющих составить представление о традициях донских казаков, их самобытном укладе жизни, повседневной культуре. Разумеется, во многом благодаря и великолепным костюмам (на создание каждого у мастеров ушло от одной до трёх недель) и ёмкой, образной сценографии.
И, конечно, же, самой высокой оценки заслуживают артисты труппы, продемонстрировавшие по-настоящему высокий профессионализм, и в полной мере перевоплотившиеся в своих героев.
Великолепны были, в частности, исполнители главных ролей Ростислав Подопригора (Григорий Мелехов), Сергей Иванцов (Пантелей Прокофьевич Мелехов), Наталья Коробова (Василиса Ильинична, жена Пантелея Мелехова), Екатерина Голованова (Аксинья), Ксения Коршунова (Наталья).
Когда занавес закрылся, зрители ещё долго не расходились, вновь и вновь вызывая артистов на поклон. Со всех сторон раздавались крики «Браво!», «Молодцы!». Овацией встретил зал и постановщика спектакля Леонида Милованова.
Спасибо, театр «Казаки России»! С праздником вас и до новых встреч!
С видеоверсией вокально-хореографического спектакля «Тихий дон» вы можете ознакомиться на платформе ГКД «Медиакульт»
Материал подготовлен пресс-службой Государственного Кремлёвского Дворца.
Фото: Екатерина Лола