Найти тему

ЛИПЕЦКИЕ КАЗАКИ ПОКАЗАЛИ В КРЕМЛЕ «ТИХИЙ ДОН»

В Государственном Кремлёвском Дворце торжественно отметили 70-летие Липецкой области.

Еще до начала торжественной программы в Гербовом фойе гости вечера могли ознакомиться с выставкой «Липецкая земля». Здесь были представлены работы художников, которые живут и творят в этом красивейшем регионе, а также местная продукция, известная по всей России и далеко за её пределами, в том числе, знаменитые елецкие кружева. В Паркетном же фойе выстроилась очередь из желающих сделать памятный снимок на фоне огромной светящейся эмблемы праздника.

-2
-3
-4

Официальная часть началась с выступления губернатора Липецкой области Игоря Артамонова, который обратился со словами приветствия к своим землякам, подчеркнув значимость того, что нынешние юбилейные торжества начинаются именно в Кремле. Игорь Георгиевич уточнил: «70 лет для человека – это почтенный возраст, а для субъекта – это молодость. Мы один из самых молодых регионов в нашей стране, а наше главное достояние – это наши люди. Торжества, посвященные юбилею, только начинаются. Впереди у нас еще много планов, которые расписаны на год вперёд».

-5

После просмотра документального фильма, позволившего всем воочию убедиться, насколько прекрасна природа этой части Центрального федерального округа, начался масштабный вокально-хореографический спектакль «Тихий Дон» - его представил в ГКД Государственный театр танца «Казаки России» (Липецк), который возглавляет народный артист России Леонид Милованов.

-6
-7

Эта постановка, созданная в 2015 году и приуроченная к 110-летию со дня рождения М.А. Шолохова, не только открыла новую страницу в истории самого театра (до этого в программе коллектива были лишь отдельные фольклорные номера), но и существенно расширила представления и широкой зрительской аудитории, и специалистов о возможностях современного театрального искусства и законах взаимодействия его видов и жанров.

-8
-9
-10
-11
-12

В самом деле, «Тихий Дон» в исполнении «Казаков России» - это, на первый взгляд, очевидный мюзикл, но чем дальше развиваются события, тем более синкретичными становятся используемые постановщиком приёмы. Причём постепенно и пластическая драма, и танец – как народный, так и полноценный модерн, соединённые с музыкой и хоровым пением, настолько сливаются в единую – монолитную по форме, но при этом внутренне постоянно трансформирующуюся – структуру, что ей впору искать некое новое, особое определение. Разумеется, здесь мы этого делать не будем – просто постараемся передать вам невероятное впечатление от этого необычного и совершенно невероятного спектакля.

-13
-14
-15
-16

Начнём с того, что с самого начала на сцене возникает сквозной персонаж, который оказывается единым связующим звеном между отдельными сценами, картинами и даже действующими лицами. И персонаж этот – Смерть, образ которой прекрасно воплощает на сцене Егор Иванов.

-17
-18
-19

Собственно, самая первая сцена спектакля так и называется: «Рождение Смерти». В такое уж время выпало жить героям шолоховского романа: Первая мировая, Октябрьская революция, Гражданская война… Разгул смерти, её кровавое пиршество, когда за человеческую жизнь никто не дал бы и гроша, когда брат шёл на брата, рушились основы веры, продразверстка и раскулачивание оборачивались повальным голодом и болезнями, выкашивавшими порой целые села. Само собой, происходили и личные трагедии, опять-таки заканчивавшиеся фатально. И вот Смерть, только что собравшая на поле брани щедрую дань со стороны красных и белых, уже кружит в пугающем танце с Натальей, нелюбимой женой Григория Мелехова, потом велит следовать за ней его родителям, Василисе Ильиничне и Пантелею Прокофьевичу, а заодно и маленькой дочке, которая исчезает в кулисах вместе с бабушкой и дедушкой, помахав на прощание ручкой растерянному братику…

-20
-21
-22

В хореографическом отношении невероятно выразительно строятся дуэты Григория и Аксиньи, они всегда, даже в моменты неистовой страсти, глубоко драматичны. И каждый раз где-то рядом с героями ощущается неотступное дыхание Смерти – даже в те минуты, когда её, казалось бы, и нет в поле зрения…

-23
-24

В спектакле множество неожиданных режиссёрских находок, каждая из которых удивляет своей изобретательностью и мгновенно врезается в память. Чего стоит, к примеру, такой эпизод: Смерть, исполняя в очередной раз свой жутковато-гипнотизирующий танец-монолог, вдруг резким движением натягивает на изогнутое лезвие косы красную тряпицу, моментально превращающуюся в большевистский стяг, - и это на фоне мультимедийного эпизода боя, разворачивающегося на большом экране и находящего своё продолжение уже в реальности, на сцене, когда багровые фигуры новоявленного воинства сходятся в рукопашной схватке с казаками. И вот в какой-то момент всё сценическое пространство накрывают трепещущие алые волны - финальная сцена первого действия так и называется: «Кровавая река».

-25

-26

Да, это спектакль глубоко трагический, как, собственно, и «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Другое дело, что книга писалась в советский период, с 1925 по 1932 год, а потому, в соответствии с велением времени, в финале, несмотря на всю, казалось бы, безысходность ситуации, есть намёк на новую жизнь – возможно, Григорий сумеет построить её, воспитывая сына, единственного из близких ему людей, оставшегося в живых. Автор проекта «Тихий Дон» Леонид Милованов смотрит на ситуацию с позиции дня сегодняшнего, и акценты расставляет несколько иначе: последние две сцены называются, соответственно, «Крест» и «Отжил я свой век» - так в спектакле возникают глобальные темы покаяния и неизбежной расплаты за содеянное.

-27
-28

«Тихий Дон» от театра «Казаки России» - спектакль непростой для восприятия, настойчиво приглашающий задуматься о многих важных для каждого из нас вещах: ответственности перед близкими, чести, исторической правде, умении проходить через самые тяжкие испытания, не теряя при этом человеческого достоинства. Но в то же время в нем много и ярких, колоритных сцен, позволяющих составить представление о традициях донских казаков, их самобытном укладе жизни, повседневной культуре. Разумеется, во многом благодаря и великолепным костюмам (на создание каждого у мастеров ушло от одной до трёх недель) и ёмкой, образной сценографии.

-29
-30
-31
-32
-33

И, конечно, же, самой высокой оценки заслуживают артисты труппы, продемонстрировавшие по-настоящему высокий профессионализм, и в полной мере перевоплотившиеся в своих героев.

-34
-35

Великолепны были, в частности, исполнители главных ролей Ростислав Подопригора (Григорий Мелехов), Сергей Иванцов (Пантелей Прокофьевич Мелехов), Наталья Коробова (Василиса Ильинична, жена Пантелея Мелехова), Екатерина Голованова (Аксинья), Ксения Коршунова (Наталья).

-36
-37
-38
-39

Когда занавес закрылся, зрители ещё долго не расходились, вновь и вновь вызывая артистов на поклон. Со всех сторон раздавались крики «Браво!», «Молодцы!». Овацией встретил зал и постановщика спектакля Леонида Милованова.

Спасибо, театр «Казаки России»! С праздником вас и до новых встреч!

С видеоверсией вокально-хореографического спектакля «Тихий дон» вы можете ознакомиться на платформе ГКД «Медиакульт»

Вокально-хореографический спектакль по мотивам романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» | Медиакульт

Материал подготовлен пресс-службой Государственного Кремлёвского Дворца.

Фото: Екатерина Лола