Найти тему
Neftegaz.RU

Белоруссия предложила Транснефти повысить тариф за транзит нефти по МНП Дружба

Оглавление

Читайте больше новостей в нашем Telegram-канале

В Транснефти отметили, что у нее нет компетенций по согласованию тарифов северного направления магистрального нефтепровода, по которому нефть Казахстана транспортируется в ФРГ.


Транснефть получила предложения от Белоруссии по увеличению тарифа прокачки нефти по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба по обеим веткам с 1 февраля 2024 г., но у компании нет компетенций по согласованию тарифов северного направления МНП, по которому казахстанская нефть транспортируется в Германию.
Об этом сообщил официальный представитель компании И. Демин.

Ранее газета Коммерсантъ со ссылкой на источники заявила, что Белоруссия в качестве нового варианта индексации тарифов на транспортировку
нефти по своей территории с 1 февраля 2024 г. предложила повысить тариф:

  • для северной ветки МНП Дружба (по ней сейчас прокачивается только нефть Казахстана) на 43%, до 653,8 руб./т,
  • для южной, по которой продолжаются поставки российской нефти, - на 14,5%, до 195,8 руб./т.

Соответствующее письмо Гомельтранснефть Дружба направила Транснефти.

Тезисы И. Демина:

  • тарифы установлены в рублях, и, конечно, надо учитывать инфляцию;
  • мы готовы обсуждать их изменение на южной ветке МНП Дружба, по которой идет транзит российской нефти в Венгрию, Чехию и Словакию;
  • но коллеги хотят нашего согласования по увеличению тарифов по северной ветке, где транзитом прокачивается в Германию нефть из Казахстана, а это не наша компетенция, тем более что там предполагается существенный рост из-за значительного падения грузопотока.

По данным Ъ:

  • повышение тарифов необходимо для исключения перекрестного финансирования расходов на транспортировку нефти по северной ветке за счет прокачки по южной;
  • непредвиденные обстоятельства привели к снижению грузооборота по транзитным направлениям почти в 5 раз по сравнению с 2022 г.;
  • для обеспечения положительного финансового результата тарифы на внутреннюю транспортировку нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Белоруссии в 2023 г. были пересмотрены 2 раза;
  • при этом затраты на содержание трубопроводной системы Белоруссии запланированы на 2024 г. на уровне 6,6 млрд руб., инвестиционные затраты - 3,1 млрд руб.

31 мая 2023 г. стало известно, что Белоруссия с 1 июля 2023 г. хочет повысить на 84% тариф на прокачку нефти по своему участку МНП Дружба для компенсации потерь от снижения поставок российской нефти.
С таким предложением обратилась Гомельтранснефть Дружба к российской Транснефти.
Транснефть отмечала, что фактически не получила от Белоруссии обоснования повышения тарифа прокачки нефти по МНП Дружба и поэтому не согласна с предложением белорусской стороны.

Позднее глава
Минэнерго России Н. Шульгинов отмечал, что РФ и Белоруссия продолжают обсуждать повышение тарифа на транзит нефти по северной ветке МНП Дружба, но консенсуса пока нет.

Напомним,
1 февраля 2023 г. Белоруссия повысила тарифы на услуги, оказываемые Гомельтранснефть Дружба, по транзитной транспортировке сырья через свою территорию на 9%.
При этом, в ноябре 2022 г. советник президента Транснефти И. Демин отмечал, что Гомельтранснефть-Дружба просит
об увеличении тарифа на 39%, обосновывая это ожидаемым падением грузооборота по их системе с 2023 г. в 2 раза.

МНП Дружба

  • обеспечивает поставки нефти на белорусские НПЗ и ее транзит в Европу;
  • трубопровод начинается в Самарской области и доходит до административной границы России с Белоруссией, где в с. Высокое (ЛПДС Унеча в Брянской области) разделяется на 2 нитки:

- северная проходит по территории Белоруссии и далее в Польшу и Германию,

- южная идет через Мозырь (Белоруссия) в Броды (Украина) и далее в Чехию, Словакию и Венгрию;

  • по южной нитке МНП Дружба через Украину прокачивается около 1-1,5 млн т/мес. нефти.