Мы все с детства пьём чай, кофе и другие аналогичные горячие напитки, не задумываясь о том, что они могут приносить вред нашему организму. Мы так к ним привыкли, что они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Нет, я не хочу сказать, что чай, или кофе вредны для нас. Это – очень вкусные напитки, к тому же, зачастую, обладающие ещё и полезными свойствами. Я хочу обратить Ваше внимание на способы употребления этих напитков.
Обращали ли Вы внимание на то, какая максимальная температура указана на шкале обычного медицинского термометра, которым мы измеряем температуру нашего тела? А давайте посмотрим:
Сорок два градуса. А почему шкала на этом заканчивается? Да потому, скажут некоторые из Вас, что при этой температуре человек умирает. Да – это так. Но почему он умирает при этой температуре? Дело в том, что белок состоит из двух молекул РНК, сшитых между собой водородными связями, которые закручены по винтовой линии и свёрнутых в клубок. Так вот, у белка есть три температуры денатурации: первичная – 42 градуса Цельсия, вторичная – (74-76) градусов и третичная – 100 градусов Цельсия. При первичной денатурации происходит развивание клубка.
При вторичной – развивание винтовой структуры. При третичной – разрыв водородных связей. Именно поэтому прозрачный белок яйца при варке становится белым и теряет свою прозрачность. Нарушаются химические связи.
А теперь вернёмся к нашим горячим напиткам. Возьмём чашку ароматного заваренного горячего чая.
Попробуйте опустить в эту чашку чая механический термометр, измеряющий температуру в пределах ста градусов и выше.
Уверяю Вас, температура там будет выше температуры вторичной денатурации белка. К чему это приводит? Первыми попадают под термоудар нежные эпителиальные клетки (вкусовые рецепторы), расположенные на поверхности языка. Родители приучили нас пить горячий чай с детства, и мы не задумываемся над этим. Но попробуйте дать такой чай маленькому ребёнку или животному. Они это пить не будут – язык и ротовую полость себе обожгут. А мы уже привыкли, наши клетки уже омертвели, и мы так не обжигаемся. А на самом деле, пища имеет совсем другой вкус, более богатый различными вкусовыми оттенками. Когда я сорок лет тому назад перестал пить горячий чай, а перешёл на напитки комнатной температуры, то, примерно, через пять лет вкусовые рецепторы у меня восстановились, и оказалось, что холодный чай имеет такой букет вкуса и аромата, но кипяток всё это забивает. И пища тоже имеет другой вкус, её можно почти не солить, перчить и сдабривать другими специями. Во всяком случае, не в таком количестве. Но, дело в том, что тёплый чай – противный на вкус. Поэтому, когда он начинает остывать, люди начинают его подогревать, вместо того чтобы совсем охладить. Да и рецепторы не работают. Кстати, я сейчас так же обжигаюсь, как маленький ребёнок, и не могу пить тот чай, который раньше пил свободно.
Но это ещё не страшно. Подумаешь, вкус не тот. Но у нас дальше во рту есть носоглотка, в которой живут полезные бактерии, а мы их кипяточком, а потом удивляемся: что это у нас горло болит при простуде? Пищеводу тоже немного достаётся. Но больше всего страдают наши зубки. Защитный слой эмали на них тоненький, а мы его тоже кипяточком, да, ещё, и не один раз в день, годами. Эмаль, естественно, трескается, туда проникают болезнетворные бактерии. И, вот, пожалуйста, кариес и мы бежим к зубному врачу. У меня с тех пор зубы разрушаться и болеть перестали, я про зубного врача давно уже забыл, не знаю, даже, где стоматологическая клиника у нас в районе находится.
Впрочем, я никому своё мнение не навязываю. Никого не пытаюсь уговорить последовать моему примеру. Просто, я решил поделиться с Вами результатами того эксперимента, который поставил над собой много лет тому назад. Ну и соображениями, почему я это сделал.