Найти тему
Hélène Fourment

Девушка с жемчужной серёжкой - гостья из прошлого

Третья статья, посвящённая исследованию этой картины, в первой статье я рассказала о Яне Вермеере, во второй - о портретах и "трони".

Дорогие друзья, читатели канала, приветствую вас!

Сегодня Девушка похожа на Гостью из будущего, правда? На инопланетянку... И это не я похулиганила в Фотошопе и сделала такую яркую эффектную картинку.

Фото: Сильвен Флер и команда "Девушка в центре внимания", Маурицхёйс, Гаага.
Фото: Сильвен Флер и команда "Девушка в центре внимания", Маурицхёйс, Гаага.

Это серьезное, научное изображение, а составлено оно из исследовательских снимков картины. На протяжении двух лет, в рамках проекта "Девушка в центре внимания", в музее Маурицхёйс работала международная группа учёных, исследователей, кураторов, экспертов и реставраторов. За последние десятилетия произошел огромный прогресс в методах неинвазивного обследования, которые не требуют от ученых прикасаться к картине.

-2

Вот такая серьезная команда профессионалов изучала одну-единственную картину. Участники исследования не только объединили своё время, опыт и научное оборудование, чтобы этот проект был реализован. Они ещё и показали отдельные этапы исследований посетителям музея. В одном из красивейших залов, Золотом зале, был смонтирован полупавильон с круговым обзором, а профессионалы отвечали на вопросы и рассказывали о полученных результатах всем желающим!

-3

В ходе исследований были использованы самые современные технологии обработки изображений и сканирования, чтобы узнать о материалах и методах, которые Вермеер использовал для написания Девочки с жемчужной сережкой. Были изучены и проанализированы слои краски, пигменты и другие материалы на поверхности картины и в её слоях. И о них я вам сегодня расскажу... и, что самое существенное, смогу показать, благодаря труду моих коллег!

Девушка с жемчужной сережкой, как и большинство картин 17-го века, состоит из разных слоев: материалы наносились художником последовательно, один поверх другого. Посмотрите, какой слоёный пирожок у меня получился:

-4

Подрамника на схеме нет, о нём расскажу отдельно. Схему будем читать снизу вверх.

Основа нашей картины - холст. На него Вермеер нанес проклейку. Это изолирующий слой клея, который не даёт связующему из следующего слоя, грунта, впитаться в нити холста и пройти на его оборот. Правильно нанесённая проклейка также не должна пройти на обратную сторону холста.

Грунт Вермеер положил толстым слоем, так что скрыл плетение нитей холста и добился ровной, гладкой поверхности. Он его сделал цветным, светло-серым, он и стал его базовым цветом:

-5

Дальше он нанёс подмалёвок - рисунок и монохромное схематичное расположение света и теней, которое называется "гризайль" и переводится с французского "серый". В подмалёвке он использовал черный и коричневый цвета, для дальнейшего удобства проработки тёплых и холодных участков живописи:

-6

После этого Вермеер занимался фоном картины, он "раскрыл" его черным цветом, сделав темную "подложку":

-7

А дальше, в ходе исследования, учёные выяснили, что Вермеер задумывал и написал Девушку не на черном фоне! Фон был темно-зеленого цвета, и это была драпировка со складками! На разных снимках красными стрелочками показаны складки ткани, намеченные Вермеером в правом верхнем углу.

1. Фотография в поляризованном свете. 2. Многомасштабная оптическая когерентная томография (МС-ОКТ) карта толщины слоя лессировки + лака 3. Карта макрорентгенофлуоресценции (MA-XRF) для свинца (Pb-M) 4. Карта MA-XRF для меди (Cu-K) 5. Деталь фотографии в поляризованном свете 6. Деталь карты MA-XRF для свинца (Pb-M) с повышенным контрастом.
1. Фотография в поляризованном свете. 2. Многомасштабная оптическая когерентная томография (МС-ОКТ) карта толщины слоя лессировки + лака 3. Карта макрорентгенофлуоресценции (MA-XRF) для свинца (Pb-M) 4. Карта MA-XRF для меди (Cu-K) 5. Деталь фотографии в поляризованном свете 6. Деталь карты MA-XRF для свинца (Pb-M) с повышенным контрастом.

Теперь ученые могут утверждать, что Вермеер написал Девушку на фоне драпировки зелёного цвета, а значит, на следующем этапе работы над картиной она была вот такой:

-9

На следующем этапе он писал лицо девушки, прорабатывал форму и мелкие делали, глаза, ресницы, которые у неё тоже когда-то были:

Последовательность написания глаз Вермеером, определенная учёными посредством сканирования
Последовательность написания глаз Вермеером, определенная учёными посредством сканирования

И картина на этом этапе выглядела следующим образом:

-11

После этого Вермеер перешёл к проработке костюма Девушки, кофты, белого воротничка:

-12

И головного убора:

-13

На завершающем этапе Вермеер написал крупную жемчужную серьгу...

-14

И поставил подпись в левом верхнем углу картины, светлую, на темно-зелёном фоне:

На сегодняшний день подпись очень сильно потёрта и практически не видна невооружённым глазом
На сегодняшний день подпись очень сильно потёрта и практически не видна невооружённым глазом

Учёные воспроизвели первозданный вид картины, основываясь на результатах исследований. На мольберте Вермеера Девушка с жемчужной серёжкой выглядела вот так:

-16
А дальше картина менялась с годами, с десятилетиями, шел процесс естественного старения. Цвета тускнели и становились прозрачнее. Это свойство масла - становиться прозрачным с течением времени, безвозвратно изменило облик многих картин старых мастеров.

Тени её головного убора изменились от зеленоватого оттенка к более холодному, а тонкая, темно-зеленая прописка фона стала прозрачной и исчезла:

-17

Постепенно высыхал грунт, терял эластичность. На поверхности картины появилась сеточка трещин - кракелюры.

Появление жёсткого среднесетчатого кракелюра грунта и красочного слоя на лице Девушки
Появление жёсткого среднесетчатого кракелюра грунта и красочного слоя на лице Девушки

В самом начале единичные, незаметные, со временем они покрыли всю поверхность картины.

И теперь мы можем сравнить, как же визуально изменилась Девушка за 350 лет своего бытования, а побывала она в разных руках и в разных местах.

-19
Слева она поярче, конечно. А справа - слои масляной краски утоньшились и стали прозрачнее. В целом, справа она чуть темнее и чуть холоднее по колориту.

Напоследок не удержусь и похулиганю, уж извиняйте.)

-20

Я столько раз читала это в комментариях... "Картины темнеют со временем, старые картины темнее... должны быть тёмные ... Реставраторы испортили, она должна была быть темная, а теперь она яркая, как новая".

Посмотрите, на сколько тонов, образно говоря, изменилась Девушка? Правильно, незначительно. И она уж точно не стала ни черной, ни жёлтой.

Не могла ещё раз не сказать об этом.

А про "желтизну" старых картин будут ещё десятки статей точно. Следующая статья - про желтизну нашей Девушки, реставрацию 1994 года и исследование слоёв картины с помощью микрошлифов.

Если вам было интересно и вы дочитали статью до конца - буду рада вашим лайкам.

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.

Обложка
Обложка