Третья статья, посвящённая исследованию этой картины, в первой статье я рассказала о Яне Вермеере, во второй - о портретах и "трони".
Дорогие друзья, читатели канала, приветствую вас!
Сегодня Девушка похожа на Гостью из будущего, правда? На инопланетянку... И это не я похулиганила в Фотошопе и сделала такую яркую эффектную картинку.
Это серьезное, научное изображение, а составлено оно из исследовательских снимков картины. На протяжении двух лет, в рамках проекта "Девушка в центре внимания", в музее Маурицхёйс работала международная группа учёных, исследователей, кураторов, экспертов и реставраторов. За последние десятилетия произошел огромный прогресс в методах неинвазивного обследования, которые не требуют от ученых прикасаться к картине.
Вот такая серьезная команда профессионалов изучала одну-единственную картину. Участники исследования не только объединили своё время, опыт и научное оборудование, чтобы этот проект был реализован. Они ещё и показали отдельные этапы исследований посетителям музея. В одном из красивейших залов, Золотом зале, был смонтирован полупавильон с круговым обзором, а профессионалы отвечали на вопросы и рассказывали о полученных результатах всем желающим!
В ходе исследований были использованы самые современные технологии обработки изображений и сканирования, чтобы узнать о материалах и методах, которые Вермеер использовал для написания Девочки с жемчужной сережкой. Были изучены и проанализированы слои краски, пигменты и другие материалы на поверхности картины и в её слоях. И о них я вам сегодня расскажу... и, что самое существенное, смогу показать, благодаря труду моих коллег!
Девушка с жемчужной сережкой, как и большинство картин 17-го века, состоит из разных слоев: материалы наносились художником последовательно, один поверх другого. Посмотрите, какой слоёный пирожок у меня получился:
Подрамника на схеме нет, о нём расскажу отдельно. Схему будем читать снизу вверх.
Основа нашей картины - холст. На него Вермеер нанес проклейку. Это изолирующий слой клея, который не даёт связующему из следующего слоя, грунта, впитаться в нити холста и пройти на его оборот. Правильно нанесённая проклейка также не должна пройти на обратную сторону холста.
Грунт Вермеер положил толстым слоем, так что скрыл плетение нитей холста и добился ровной, гладкой поверхности. Он его сделал цветным, светло-серым, он и стал его базовым цветом:
Дальше он нанёс подмалёвок - рисунок и монохромное схематичное расположение света и теней, которое называется "гризайль" и переводится с французского "серый". В подмалёвке он использовал черный и коричневый цвета, для дальнейшего удобства проработки тёплых и холодных участков живописи:
После этого Вермеер занимался фоном картины, он "раскрыл" его черным цветом, сделав темную "подложку":
А дальше, в ходе исследования, учёные выяснили, что Вермеер задумывал и написал Девушку не на черном фоне! Фон был темно-зеленого цвета, и это была драпировка со складками! На разных снимках красными стрелочками показаны складки ткани, намеченные Вермеером в правом верхнем углу.
Теперь ученые могут утверждать, что Вермеер написал Девушку на фоне драпировки зелёного цвета, а значит, на следующем этапе работы над картиной она была вот такой:
На следующем этапе он писал лицо девушки, прорабатывал форму и мелкие делали, глаза, ресницы, которые у неё тоже когда-то были:
И картина на этом этапе выглядела следующим образом:
После этого Вермеер перешёл к проработке костюма Девушки, кофты, белого воротничка:
И головного убора:
На завершающем этапе Вермеер написал крупную жемчужную серьгу...
И поставил подпись в левом верхнем углу картины, светлую, на темно-зелёном фоне:
Учёные воспроизвели первозданный вид картины, основываясь на результатах исследований. На мольберте Вермеера Девушка с жемчужной серёжкой выглядела вот так:
А дальше картина менялась с годами, с десятилетиями, шел процесс естественного старения. Цвета тускнели и становились прозрачнее. Это свойство масла - становиться прозрачным с течением времени, безвозвратно изменило облик многих картин старых мастеров.
Тени её головного убора изменились от зеленоватого оттенка к более холодному, а тонкая, темно-зеленая прописка фона стала прозрачной и исчезла:
Постепенно высыхал грунт, терял эластичность. На поверхности картины появилась сеточка трещин - кракелюры.
В самом начале единичные, незаметные, со временем они покрыли всю поверхность картины.
И теперь мы можем сравнить, как же визуально изменилась Девушка за 350 лет своего бытования, а побывала она в разных руках и в разных местах.
Слева она поярче, конечно. А справа - слои масляной краски утоньшились и стали прозрачнее. В целом, справа она чуть темнее и чуть холоднее по колориту.
Напоследок не удержусь и похулиганю, уж извиняйте.)
Я столько раз читала это в комментариях... "Картины темнеют со временем, старые картины темнее... должны быть тёмные ... Реставраторы испортили, она должна была быть темная, а теперь она яркая, как новая".
Посмотрите, на сколько тонов, образно говоря, изменилась Девушка? Правильно, незначительно. И она уж точно не стала ни черной, ни жёлтой.
Не могла ещё раз не сказать об этом.
А про "желтизну" старых картин будут ещё десятки статей точно. Следующая статья - про желтизну нашей Девушки, реставрацию 1994 года и исследование слоёв картины с помощью микрошлифов.
Если вам было интересно и вы дочитали статью до конца - буду рада вашим лайкам.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.