А первый блин, как известно, комом. Начало истории о картине Яна Вермеера "Девушка с жемчужной серёжкой" вы можете прочитать в первой, второй и в третьей частях подборки.
Дорогие друзья, читатели канала, приветствую вас!
Теперь я могу перейти к рассказу о моей любимой реставрации. Для каждой картины наступает такой момент, когда от реставрации в прямом смысле слова зависит дальнейшее существование произведения.
Хотя Ян Вермеер написал "Девушку с жемчужной серёжкой" около 1665 года, её первые 200 лет бытования остаются для нас загадкой. В провенансе перечислены её предполагаемые владельцы, но они все значатся под вопросом. И мы не знаем, реставрировалась ли картина в течение этих двухсот лет вообще.
В 1881 году картина была продана на аукционе в Гааге. Во время просмотра она привлекла внимание двух искусствоведов и друзей: Виктора де Стюрса и Арнольдуса Андриеса де Томба (слева).
Картина была настолько грязной и в таком плохом состоянии, что трудно было разглядеть авторскую живопись. Де Стюрс предположил в ней работу Вермеера, но любезно согласился не участвовать в торгах против своего приятеля Де Томба. В результате Де Томб смог купить её за смешную цену в два гульдена плюс комиссия в размере 30 центов. В сегодняшних деньгах это около 30 евро. После своей смерти Де Томб завещал музею Маурицхёйс двенадцать картин, в том числе "Девушку".
Итак, мы знаем, что Де Томб, приобретя картину в "прискорбном состоянии" в 1882-м году отнес её на реставрацию Ван дер Хагену, антверпенскому мастеру.
Мы знаем, что Ван дер Хаген сдублировал картину, и это была долгожданная, жизненно необходимая для картины операция. Когда авторский холст приходит в негодность, картина приклеивается (дублируется) на новый крепкий холст, который укрепляет основу и берёт на себя всю нагрузку.
Я вам очень подробно рассказывала на примере "Мальчика в голубом" Томаса Гейнсборо, что холст картины может прожить без помощи реставраторов около ста лет, в зависимости от условий хранения. Также в процессе реставрации, во время расчистки красочного слоя, была обнаружена подпись "IVMeer", и картина была признана работой Яна Вермеера.
Подпись едва видна невооружённым глазом, и на нижнем фото эксперты обвели её черным контуром для наглядности:
В 1915 и 1922 годах были проведены ещё две реставрации, об этом есть записи в архивах Маурицхёйса. Дошло до нас и имя реставратора - Дерекс де Вильд. В документах реставрационной мастерской говорится, что в 1915 году картину "очистили, регенерировали и покрыли лаком". Затем, ещё через семь лет, верхний слой лака "был восстановлен", т.е. еще раз регенерирован. Про регенерацию лака я вам обязательно расскажу в будущем. Если же говорить простыми словами, на картине нарастали новые слои лака, при этом и старые не удалялись. А каждый новый слой это лишняя толщина и желтизна, это дополнительный излишний блеск и нежелательный блик. Всё это очень сильно мешает рассматривать картину. Почти так же, как мешает рассмотреть авторскую живопись антивандальное стекло, но это уже необходимость нашего времени, к сожалению.
И вот, к 1924-му году, на посетителей музея смотрела вот такая грустная, желтушная Девушка с кожей цвета старого пергамента:
Она и сама как будто постарела, с кожей такого цвета и желтыми белками глаз. Мне одной видится её взгляд грустным и укоризненным? Её белоснежный, безупречно накрахмаленный воротничок уже многие десятилетия таковым не являлся. Весь колорит картины был изменён, искажён.
На фотографии выше красными кружочками обозначены частички красочного слоя картины, которые вылетели со своих мест и прилипли на лак в других местах; произошла такая миграция по причине неаккуратности реставраторов. Просто 150 лет назад на такие пустяки даже не обращали внимания. Ну, вылетели и вылетели... прилипли - и прилипли. А про частички эти я ещё расскажу чуть позже.
Я сделала коллаж, на котором соединила фото 1924 года и современное состояние картины, самое лучшее, которое она имела за последние 150 лет. Век назад нашим предкам так и не довелось увидеть этот портрет в первозданном виде и насладиться подлинным, Вермеерским, ярким и холодным колоритом.
Прошли ещё сорок лет. К 1960-м годам кракелюр на "Девушке" стал более выраженным, а реставрационные тонировки со временем становились всё более заметными.
С картиной работал штатный реставратор Галереи Ян Корнелиус Траас. Он удалил старый, потемневший лак и некоторые тонировки. Он также выполнил дублировку картины на новый холст. Для этого он удалил с оборота старый дублировочный холст 19-го века, а затем снова сдублировал картину: по технологии середины 20-го века он использовал для дублирования воско-смоляную мастику - материал неудачный и впоследствии запрещённый к использованию. Он повторно затонировал все утраты и... и...
Нет!!!........................…
Он снова нанес на картину тонированный жёлтый лак!!!
Просто потому, что желтый лак тогда считался привлекательным.
В наше время реставраторам часто приходится удалять желтый лак, потемневший или тонированный, приходится убирать старые тонировки и проводить живописное восстановление картины. На картину всегда наносится слой бесцветного, прозрачного, качественного реставрационного лака.
На сегодняшний день правила таковы, что реставраторы никогда не нанесут на поверхность живописи тонированный лак, это строго запрещено. Сегодня реставраторы стараются максимально выявить первоначальный замысел художника, а материалы, которые применяются в реставрации, должны быть обратимы и при необходимости легко удалены в будущем.
И важно, оглянувшись назад, на историю нашей профессии, понимать, что этическая составляющая подхода к сохранению произведений искусства сильно изменилась и трансормировалась.
В следующий раз я расскажу о последней реставрации 1994-го года, к которой картина подошла вот в таком состоянии:
Помните, я показала вам крошечные кусочки, оторвавшиеся от картины более 100 лет назад? Они не пропали, а дождались своего часа. Эти крупинки были аккуратно сняты и сохранены для дальнейшего научного анализа.
Из нескольких крупинок были сделаны микрошлифы, чтобы изучить послойную структуру картины. Крошечный образец картины помещается в блок прозрачной смолы и полируется в поперечном разрезе. Об этом и о других исследованиях расскажу в следующей статье, а в этой покажу фото. Вот так выглядят микрошлифы, залитые смолой (рядом со скрепкой для масштаба):
Эти образцы были сделаны в 1994 году и до сих пор полезны учёным для анализа. Ниже на фото обозначен участок, откуда взят этот фрагмент. Места взятия проб всегда строго фиксируются:
В следующей статье будем изучать эти микрошлифы в микроскоп с 400-кратным увеличением.
Если вам было интересно и вы дочитали статью до конца - буду рада вашим лайкам.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.