Найти в Дзене
Киновед в штатском

Поворот не туда: Почему второй совместный фильм ДиКаприо и Уинслет оказался в 30 раз хуже "Титаника"?

Сегодня 15 лет исполнилось со дня выхода на экраны драматической картины "Дорога перемен", второму фильму после "Титаника", в котором в кадре воссоединились Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет. Лента получилась очень даже неплохой, но на фоне своего предшественника она просто растворяется в тени – кассовые сборы двух кинопроизведений отличаются в тридцать раз. Зачем Кейт и Лео снова снялись в общем фильме? Рассчитывал ли кто-то на столь же оглушительный успех, как прежде? Что помешало "Дороге перемен" стать настоящим кинотеатральным хитом? Давайте обернемся назад и ответим для себя на некоторые из самых интересных вопросов.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Такое случается нечасто, обычно актеры нередко оказываются сильно недовольными своими партнерами в кадре, но "Титаник" по-настоящему сдружил Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет. Нет, ничего выходящего за пределы теплой дружбы тут не было, все-таки Лео, как известно, придирчив к возрасту своих подруг, а Кейт даже на момент съемок у Кэмерона была близка к "верхней границе" его интересов. Но тем лучше – два прекрасных актера могли не бояться молвы и поддерживать друг друга в профессиональной деятельности, не боясь папарацци.

-3

После грандиозного успеха в 1997 году Уинслет и ДиКаприо плотно занялись собственными карьерами и сошлись на экране вновь только десять лет спустя – режиссер Сэм Мендес предложил им вместе сняться в своей новой драме "Дорога перемен", экранизации одноименного романа американского прозаика Ричарда Йейтса. Звезды согласились, выполнили режиссерские задачи на 200%, вновь продемонстрировали очевидную химию, знакомую зрителям по романтическим сценам "Титаника", однако результат проката оказался совсем иным нежели в случае с блокбастером о тонущем лайнере. Фильм не был отмечен наградами, не стал культовым для миллионов поклонников актеров, даже кассу собрал смехотворную. Почему же оказалось невозможно второй раз погрузиться в ту же воду?

-4

Самый простой и очевидный ответ на этот вопрос – не очень-то и хотелось. Понимаю, это звучит, как отговорка, которой отмахиваются неудачники, но ведь на самом деле такая задача (сравняться или даже обойти "Титаник" по сборам, популярности и значимости) просто не ставилась. Две картины работают на разном материале, ориентированы на разную аудиторию и имеют совершенно разные подходы к постановке – так почему же их финальные результаты должны совпадать? В производство "Титаника" было "вбухано" 200 миллионов долларов, его сюжет, пусть и косвенно, но повторяет знаменитую трагедию Ромео и Джульетты, за кадром постоянно незримо присутствовала память об одной из самых грандиозных катастроф в истории человечества. "Титаник" – это колосс сам по себе.

-5

"Дорога перемен" – иного рода фильм. Он сфокусирован на куда более прозаичной жизни, его аудитория не просто старше, но и гораздо менее романтично настроенная. Представьте, что Джек и Роуз спаслись, добрались до берега, поженились, прожили еще десять лет вместе – скорее всего, катастрофа стала бы главным событием их жизни, квинтэссенцией любви, пиком счастья, вершиной полета чувств. После – не то чтобы разочарование, но существенно менее эффектная рутина, угасающее пламя, обнаруживающиеся всё новые и новые шероховатости в отношениях – а там и до конфликтов недалеко. Нет, конечно, "Дорога перемен" не об этом, точнее, не только об этом – но разница в подходах, думаю, понятна. Привлекательность такого проекта существенно ниже истории влюбленности богатой девушки в бедного мальчишку.

-6

Помимо этого и ничуть не умаляя достоинство Сэма Мендеса, стоит отметить особенный талант Джеймса Кэмерона снимать масштабное кино, в которое влюбляются миллионы, и которое собирает миллиарды – неслучайно его картины занимают три из четырех верхних строчек в списке самых кассовых лент в истории. Можно называть это божественным даром, а можно – трезвым бухгалтерским расчетом, но Кэмерон знает секрет успеха и делает точно такое кино, которое растрогает аудиторию. Он воодушевляет и вдохновляет, даже трагическая гибель ведущего персонажа помимо слез вызывает у публики восторг от пережитой героем яркой влюбленности. Такие фильмы хочется пересматривать снова и снова даже спустя четверть века после премьеры.

-7

Последнее особенно важно, ведь лучшего прокатного бойца, чем Кэмерон в мире просто не найти. Перед его проектами – прошлыми, настоящими и будущими – конкуренты расступаются, отказываясь вступать в противостояние. Ну, в самом деле, выйти в кинотеатрах одновременно с очередным "Аватаром" – это обрести себя на полнейший кассовый провал, не окупятся даже напечатанные постеры. Мендесу прокатные подвиги коллеги не даются – несмотря на то, что и "Титаник", и "Дорога перемен" вышли в середине декабря, их кинотеатральный путь был очень разным, и искрящаяся химия взаимоотношений ДиКаприо и Уинслет в кадре оказалась не самым важным обстоятельством.

-8

Конец декабря на Западе – традиционно самый "хлебный" период для кинотеатров, в канун Рождества и в несколько новогодних выходных зрители особенно охотно посещают кинозалы целыми семьями, оставляя в кассах немалые суммы. В 1997-м одновременно с "Титаником" в прокат вышла новая часть Бондианы "Завтра не умрет никогда", но это, пожалуй, был единственный серьезный конкурент. Стартовавшие следом "Почтальон" Кевина Костнера, "Джеки Браун" от Квентина Тарантино и "Амистад" Стивена Спилберга массовым семейным кино назвать сложно, поэтому фильм Джеймса Кэмерона втянул в себя всю возможную на тот момент аудиторию. А дальше заработал так называемый "сарафан", впечатленная размахом и эмоциями публика стала наперебой рекомендовать "Титаник" родным, друзьям и знакомым, что и привело к первому в истории преодолению планки в 1 миллиард кассовых сборов.

-9

У "Дороги" ситуация оказалась противоположной. Мало того, что это не развлекательное, не семейное и не праздничное кино, конкуренты на премьерных датах у Мендеса и компании оказались достаточно матерыми. На одних датах с ДиКаприо и Уинслет вышли трогательная лента "Марли и я", захватывающая "Валькирия", головокружительная "Загадочная история Бенджамина Баттона" – вроде бы тоже не самые рождественские картины, но "Дорога перемен" и на их фоне выглядела тягостно и мрачно. Возможно, студии стоило выбрать для старта проката другой месяц, в декабре зрители не слишком тяготеют к разборам семейных проблем. В результате, мировая касса ленты Сэма Мендеса составила всего 76 миллионов долларов. При бюджете в 35 миллионов удалось свести концы с концами, но до "титаниковских" 2,2 миллиарда, конечно, далеко.

-10

Ну, да Бог с ними с деньгами, в конце концов, не все в актерской профессии измеряется ноликами на банковских счетах. "Дорога перемен" вполне могла рассчитывать на награды критиков и коллег по цеху, но фильм Мэндеса самым уникальным образом прокатили мимо все сколько-то значимых призов, за исключением "Золотого глобуса" Кейт Уинслет. А ведь такое отношение никак не было оправдано – за прошедшие после "Титаника" десять лет и ДиКаприо, и Уинслет заметно выросли, набрали актерских мускулов, профессионально укрепились. Режиссер предоставил им все возможности для демонстрации таланта, и звезды ими воспользовались – чего стоит одна только сцена яростной ссоры – и всё же... "Титаник", в котором игру Лео не назовешь совершенной, получил 14 номинаций на "Оскар", а "Дорога" – только три. А результат обескураживает еще больше – 11:0 по выигранным золотым статуэткам...

-11

Будем честны, грандиозный успех "Титаника" сложился из режиссуры, размаха, драматургии, музыкальной партитуры – актерская игра среди важнейших слагаемых была хорошо, если на десятом месте. "Дорога перемен" не имела ни бюджета своего предшественника, ни того же масштаба, ни, строго говоря, амбиций для конкуренции, но и Лео, и Кейт с точки зрения актерской игры выступили у Мендеса много лучше, чем у Кэмерона, а потому заслуживали если не награды, то номинации на премию Американской киноакадемии. В итоге же мы вынуждены признать, что вместо "шага вперед" получился "поворот не туда" – ушло время, ушел кураж, ушли прежние фанаты, и возврата к старому больше не будет. Сколько ни плавай на деревянном обломке двери по холодному океану.

-12

"Дорога перемен" хорошее кино вне зависимости от кассовых сборов и выбора критиков – это взрослая работа, заметно более серьезная и глубокая, нежели "Титаник". Но и рассчитана она на несколько иную публику, чем приключения Джека и Роуз – на тех, кто живет не только сердцем, но и разумом, кто перестал совершать импульсивные безумства и настроен на ровные продолжительные отношения. Такие зрители менее эмоциональны, их чувства к фильму не так заметны, как у подростков, готовых носить футболки с постером "Титаника". И это не делает "Дорогу" хуже, просто до нее нужно дожить, дорасти, дострадать – а с таким багажом уже не до миллионов и призов, себя бы сохранить.

-13

Я на этом прервусь, а вы не забывайте пересматривать старые и не очень фильмы – они порой хорошо набирают форму со временем, настаиваются словно вино, крепчают. Я, в свою очередь, обещаю вам про них почаще напоминать – чтобы ничего не пропустить, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно и/или подпишитесь на нас в телеграме, там тоже много интересного. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, с любимыми не расставайтесь, и...

-14

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы: