Найти тему
Заметки психолога

Если малыш не разговаривает | Возраст | Особенности | Простые рекомендации

Моему ребенку прописали таблетки. Для развития мозга. Чтобы запустить речь. По мнению нашего участкового невролога, мой сын говорил слишком мало слов.

Это был плановый осмотр. Сашке на тот момент было 15 месяцев (год и три). И произносил он примерно 5-7 слов.

К счастью, я сама психолог и таблетки, конечно, давать не стала.

Сейчас я повышаю квалификацию изучая нейропсихологию. И вот была важная лекция о формировании речи. Я хочу поделиться информацией со всеми мамочками. Чтобы каждая знала, на что обращать внимание, когда переживать и что вообще делать.

1. Количество слов, которые ребенок произносит - не диагностика. До трех лет это вообще не важный показатель.

2. Современная тенденция состоит в том, что детки начинают связно говорить с трех лет. То есть, происходит резкий скачок. Мамы обычно говорят: "молчал, молчал, а в три защебетал".

3. Важно наблюдать, отличается ли ребенок от своих сверстников в физическом развитии. Грубо говоря, если в полтора года он не умеет залезть на диван, не умеет идти по ступенькам или не держит ложку - работать нужно над этим. А не над речью. Важно развивать моторику (мелкую и крупную). Речь подтянется.

4. Кстати, правильнее было бы диагностику проводить не вопросом о количестве слов, а именно проверкой физических способностей.

5. Важно обращать внимание на наличие у ребенка интонаций. Как правило, один и тот же звук у малыша используется в разных ситуациях. Радость, злость, просьба - и по интонации мама понимает, что происходит. Вот это и есть норма. Если отсутствуют интонации - это уже нужно решать, скорее всего с медикаментами (тут без помощи грамотного невролога не обойтись).

Нам, в добавок к таблеткам, рекомендовали учить малого одеваться/раздеваться, завязывать шнурки и застегивать пуговки. Мы сказали, что стягивать с себя одежду он умеет. Это не заинтересовало доктора. Моя попытка рассказать о том, что умеет малыш в плане мелкой моторики тоже невролога не впечатлила.

А вот шнурки и пуговки - отдельня тема. Естественно, шнуровки лучше использовать игрушечные. Не шнурки на ботинках. А пуговки и взрослые не все умеют застегивать. Иногда врачи забывают о возрастных нормах и дают странные рекомендации. При этом мамы начинают сильно тревожиться и мучать ребенка, "подгоняя" его под какой-то неправильный стандарт.

Поделитесь, во сколько и как заговорил ваш ребенок.