«Иван Перфильевич, а правду говорят, что вы по ночам пьёте волчью кровь?» – спросил его пожилой граф. В ответ на это Елагин расхохотался – ох и любили в России рассказывать друг другу небылицы о масонах, и каждый раз выдумки становились всё забавнее. Да-да, это был тот самый Елагин, который дал своё имя небезызвестному острову, и сегодня столь любимому петербуржцами. Но что мы знаем о Елагине, помимо того самого острова? А ведь человек этот был крайне интересной личностью. Итак, давайте же познакомимся получше с известным масоном и театралом времён Екатерины Великой.
В науках и искусстве
В 1725 году в знатном дворянском семействе Елагиных произошло пополнение – родился мальчик, которого нарекли Иваном. С ранних лет он знал, что займёт высокое место в обществе, поскольку род его имел немалое влияние. Однако прежде, как и всем дворянским отпрыскам, следовало пройти военную службу. В 1743 году Иван Перфильевич был выпущен из сухопутного кадетского корпуса, после чего получил назначение секретаря лейб-кампании.
Служба была не обременительной и позволяла Елагину немало времени посвящать самообразованию. Он в совершенстве стал владеть французским и немецким языками, углублялся в разные науки и открыл в себе страсть к литературе и изящным искусствам. Именно в ту пору Иван Елагин начинает писать весьма специфические стихотворные произведения, которые приобрели популярность в определённых кругах. Впрочем, в дальнейшем он старался не вспоминать об этих ранних поэтических творениях, большая часть которых была посвящена кокоткам.
Ссыльный Елагин
Уже в последние годы правления Елизаветы Петровны Елагин стал одним из сторонников невестки императрицы, великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины Второй). Когда же был арестован канцлер Бестужев-Рюмин, под подозрением оказался и Иван Перфильевич, который тоже в скором времени угодил в тюрьму. Он был обвинён в попытке организовать заговор и сослан в Казанскую губернию. Казалось, на этом славная история Елагина закончена, но нет – судьба приготовила для него ещё немало сюрпризов.
Когда Екатерина Вторая взошла на российский престол, Иван Перфильевич получил приказ тут же возвращаться в Петербург. Что интересно, ближайшие соратники новой императрицы братья Орловы считали его человеком «мутным», однако помешать восстановлению Елагина не могли. Он стал одним из самых влиятельных людей при дворе, причём государыня очень точно заметила, на каком поприще Иван Елагин сумеет реализовать свои таланты, а потому назначила его директором по придворным музыке и спектаклям.
«Он хорош без пристрастия», – именно так лестно об Иване Перфильевиче отзывалась императрица. Более того, он стал приближённым цесаревича и нередко бывал при Малом дворе, посещая будущего правителя. Неравнодушный к искусству, Елагин сделал немалый вклад в развитие русского театра. Однако в высшем свете об Иване Перфильевиче нередко шептались, рассказывая самые невероятные вещи. И связаны удивительные слухи были с его масонской деятельностью. Как Елагин проворачивал свои «тёмные» масонские делишки? И что происходило в елагинских масонских ложах?
Масон и императрица
Люди в чёрных плащах, окружавшие его, остановили своё движение. Церемония начиналась, и первым свою шпагу поднял мастер Елагин, к которому присоединились остальные братья. Только сейчас новопосвящённый увидел, что шпаги обагрены кровью, которая капала на край его мантии. Зрелище было жутким. Впрочем, он и раньше слышал, что в доме Ивана Перфильевича происходят чудовищные вещи.
Своего рода «тёмной» стороной Ивана Перфильевича стало его увлечение масонскими идеями. В 1772 году он был назначен провинциальным великим мастером, причём превратил масонские ложи, существовавшие в ту пору в России, в единую систему. Разумеется, находилась она под контролем Елагина. И здесь вы можете задать вполне уместный вопрос: почему же Екатерина Вторая никак не мешала развиваться столь неоднозначному явлению как масонство?
Во-первых, императрица сама была родом из Европы, а потому не испытывала параноидального страха перед масонами. Во-вторых, к религиозным делам Екатерина вообще относилась достаточно прохладно. Ну и главное – она нуждалась в поддержке влиятельных лиц, к которым принадлежал Елагин и прочие известные дворяне-масоны. По сути, масонские ложи никак не могли навредить государыне, а потому никаких запретов на их развитие императрица не накладывала.
Особенные ритуалы
Численность членов «братств вольных каменщиков», находившихся под покровительством Елагина, достигала 400 человек. Елагинская система следовала основным принципам масонства, однако имела и некоторые специфические ритуалы. Вероятно, установил их именно Иван Перфильевич, любивший театральные эффекты.
Так, например, новопосвящённых либо «благословляли» окровавленными шпагами, либо встречали в мантии, обагрённой кровью. К слову, кровь нередко заменяли краской, но эффект был тот, что и требовался – все братья проникались серьёзностью и даже некой мистической составляющей церемонии.
Вероятно, именно эти эффектные действа порождали в Петербурге самые невероятные слухи о масонских ложах Елагина. Говорили, что под его покровительством масоны пьют волчью кровь и пожирают младенцев. Как вы понимаете, это были только выдумки.
Сам же Иван Перфильевич достаточно строго относился к братьям. В частности, он считал лишним увеличение имеющихся рыцарских степеней, которые воспринимались как повышение ранга или награды. Он писал:
«Не уповайте новых орденских степеней, ниже суетных украшений».
Что бы ни говорили об Иване Елагине петербуржцы времён Екатерины Великой, этот человек сделал немало для России, хотя имел свои причуды. Имя же его обессмертил Елагин остров, который и сегодня любят посещать жители и гости Петербурга. Говорят, что место это хранит тайны знаменитого масона Елагина.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))