Неслабые познания в сфере услуг такси продемонстрировала накануне на пленарном заседании сената депутат от Алматы Жанна Асанова. Она выяснила, что правительство намерено отменить субсидирование лизинга автомобилей, и встала на защиту доходов водителей. Надо отметить, что это довольно обширное сообщество – в сфере такси сейчас занято 213 тысяч казахстанцев.
По словам Жанны Асановой, выступившей с депутатским запросом, доходы водителей такси примерно соответствуют медианной зарплате, которая в 2022 году была на уровне 204 тысяч тенге. Доля ежедневного дохода водителя составляет 30–50% от стоимости поездки. При 20-часовом рабочем графике одной машины выручка будет около 30 тысяч тенге, после всех вычетов за аренду, амортизацию и топливо останется чистый заработок в 17 тысяч тенге. Этот заработок рискует серьезно уменьшиться.
В настоящий момент таксопарки страны участвуют в нацпроекте по развитию предпринимательства на 2021–2025 годы. Они покупают отечественные автомобили в лизинг по субсидированным процентным ставкам и затем сдают их в аренду водителям такси с возможностью выкупа авто. Все это, подчеркнула Жанна Асанова, позволило рынку такси выйти на цивилизованный уровень и трудоустроить водителей с плохой кредитной историей или тяжелым материальным положением.
Но в правительстве, видимо, не знают простую житейскую мудрость о том, что если что-то работает, то лучше это не трогать, поэтому профильное министерство планирует отменить субсидии. Это, само собой, приведет к росту стоимости аренды автомобилей, а там и к снижению заработков водителей. Вариант повышения тарифов на услуги такси не работает — в том же Алматы они и без того стремятся в космос, рискуя обрушить этот рынок обратно в дояндексовую эпоху.
Жанна Асанова просит включить мозг и не отменять субсидирование, либо найти ему адекватную замену. А мы припоминаем, что всякие столичные госслужащие неоднократно грозились отказаться от служебного автопарка и начать сотрудничать со службами такси. Может, пора хотя бы чиновников из министерства транспорта посадить на частных извозчиков?