И снова мимо
Если верить программе развития туризма в Бийске на три ближайших года, поток туристов, посещающих Бийск, должен увеличиться с 152,48 до 203 тысяч человек. Также предполагается, что на 33% вырастет число людей, которые захотят задержатся в нашем городе на сутки. Планируется создание условий для остановок транзитников.
Во время анонсирования очередного этапа развития туризма чиновники акцентировали, что на реализацию программы по привлечению туристов в Бийск с 2024 по 2026 годы мэрия намерена потратить 4,5 миллиона рублей. Предусмотрена даже реставрация старой части Бийска…
Только вот перспективы того, что в город хлынет поток вдохновленных туристов, в свете последних новостей почему‑то кажутся не такими уж и радужными.
А новость в том, что правительство Алтайского края всерьез заговорило о том, что все за те же три года в обход наукограда планируется построить очередную обводную дорогу, на этот раз в направлении Белокурихи.
И о каком росте потока туристов в Бийск можно говорить при таком раскладе? Ведь, как известно, немало потенциальных транзитников, следующих в Горный, давно уже проложили свои маршруты по существующей обводной. Впрочем, эта дорога не настолько и популярна, как кажется на первый взгляд: путь получается длиннее, чем через центр города, почти на 20 километров. А это уже экономия с учетом стоимости горючего.
Строили первую обводную долго — с 1995 по 2013‑й. Тогда возведение объекта обошлось федеральному бюджету в 3 миллиарда рублей.
На этот раз на то, чтобы отдыхающие, направляющиеся автотранспортом теперь уже в город-курорт, могли обогнуть Бийск, предлагается потратить почти 2 миллиарда рублей.
Предложение министра
О вероятном новом дорожном строительстве стало известно во время пресс-конференции министра транспорта Алтайского края Антона Воронова.
— Есть план соединить существующий обход Бийска с дорогой до города Белокурихи. Это позволит водителям не заезжать в наукоград. Вопрос с его реализацией будет зависеть от финансовых возможностей. Это перспектива ближайших трех лет. Всегда нужны крупные дорожные объекты, которые влияют на развитие региона, — отметил министр.
Также Воронов сообщил, что с учетом протяженности и отсутствием сложных мостовых сооружений 1,9 миллиарда — объективная стоимость. Новая обводная позволила бы разгрузить дороги Бийска и быстрее добраться до Белокурихи транзитному транспорту.
Факт, что те же самые туристы-транзитники, проезжая через Бийск, как минимум останавливаются на Коммунарском перекусить и закупиться продуктами в дорогу, а многие и в Музей Чуйского тракта не прочь заглянуть, министр упустил. Зато вспомнил про нынешний ремонт моста.
— Мы видели в этом году, какая ситуация была в Бийске во время ремонта коммунального моста. В этом был положительный момент: ситуация позволила многим узнать о том, что существует обход Бийска и по нему можно быстро доехать, — добавил краевой чиновник.
Видимо, личные наблюдения министра и послужили поводом для разработки очередного дорожного проекта, который, к слову, уже и государственную экспертизу прошел.
По представленному проекту построить предполагается 6–7 километров дороги с нуля, это если по прямой. К тому же, если рассмотреть схему, станет очевидно, что нужна будет широкая просека в сосновом бору. Видно, что новая обводная станет неким отводком от прежней. Так что время, проведенное в пути туристом-транзитником в Белокуриху, существенно увеличится. К тому же на уже существующем объезде автопутнику ни перекусить, ни по надобности остановиться негде. Так что во время путешествия придется набраться терпения, когда это придорожный сервис разовьется.
Мнения тех, кому обводная предназначается
Известие о возможной обводной дороге сразу стало объектом обсуждения в социальных сетях не только в среде самих бийчан, но и тех самых автотуристов, которым нужны важные дорожные развязки.
— Мост через Бию необходим Бийску на Зеленом клине!
— Лучше бы в Бийске построили еще один современный мост, разгрузив коммунальный.
— Ничего не понял. Министр сказал „а также отсутствием сложных мостовых сооружений“… А как они без строительства нового моста собираются на левый берег Бии попасть? Через понтонный мост? Так это не быстрее получится. А все остальное — через коммунальный мост.
— Такая дорога, как планируется, не нужна, сплошное „кроилово“.
— Мост лучше еще один построить!
При этом именно пользователи соцсетей обратили внимание еще на один аспект предложения министра — экологический:
— Объездная длиннее в два с лишним раза. Это „немного“? Ну и насчет „объездной“. Всю площадь между Бийском и Катунью занимает сосновый лес. Это на значительный кусок этого леса претендует проект? Где можно ознакомиться с проектом?
И без новой обводной есть что строить
Вообще создается впечатление, что уважаемый министр транспорта Алтайского края Антон Воронов поторопился с анонсированием проекта. До пресс-конференции его даже не обсуждали с губернатором. Заседание правительства прошло лишь на следующий день. И это несмотря на то, что Воронов подчеркивал, что к строительству в министерстве уже готовы.
Уже через сутки после заявления министра Виктор Томенко дал свою оценку министерской инициативе. И, видимо, неожиданную для чиновников.
— Надо порассуждать. Понять, насколько эта дорога нужна жителям города. Экологическую составляющую проверить. Возможно, часть трассы пройдет через лес. Все нужно взвесить перед тем, как принимать окончательное решение по выделению денег на строительство. Надо оценить наши приоритеты и возможности, — выразил свое мнение Томенко.
Сразу после заседания губернатор в своем телеграм-канале отметил, что в планах на 2024 год в дорожно-строительной сфере работы предстоит много:
— У нас есть два крупных направления: содержание текущей сети, а также строительство, ремонты и реконструкции. Отдельно стоит отметить работы по приведению в порядок и восстановлению мостов — за последние 5 лет было восстановлено 40 объектов, но, как и в случае с другими дорожными вопросами, обороты сбавлять нельзя, потому что остается еще много острых вопросов. Все виды работ направлены на повышение уровня безопасности и удобства движения по краю как по муниципальным, так и по региональным и федеральным дорогам…
Губернатор подчеркнул, что в числе первых в будущем году предстоит приводить в порядок еще 15 километров дороги от села Алтайского в сторону Аи. Еще одним из ключевых вопросов остается расширение Чуйского тракта. Работа продолжается сразу по нескольким участкам. Завершить ее планируется не позже 2035 года.
Приоритеты и возможности
Впрочем, в предложении министра есть один положительный фактор, который почему‑то отодвинулся на второй план. По обводной можно было бы пустить грузовой транспорт. И коммунальный мост, о разгрузке которого так много говорили и говорят, и жителей улицы Горького и прочих улиц, что протянулись по левому берегу Бии, избавить от грохота рефрижераторов и других тяжеловозов.
Между тем речь шла только о перенаправлении в объезд Бийска туристов-транзитников. А ведь они реально могли бы и доход городу приносить, и рассказывать о нем по возвращении к себе домой, привлекая внимание к Бийску знакомых путешественников. Кстати, по статистике в этом году россияне во время туристических поездок тратят на еду в заведениях общепита примерно 7000–9000 рублей, на продукты в супермаркетах — 4500–6000 рублей. И это не считая покупок сувениров, одежды и так далее. При этом около 20% расходов в поездке оплачиваются наличными.
У Бийска большой культурно-исторический потенциал. Да и программа развития туризма в городе на 2024–2026 годы, пожалуй, впервые за все 10 лет ее работы, составлена детально и пошагово, и есть все шансы ее выполнить.
Так, может быть, в строительстве новой обводной вокруг Бийска действительно стоит поменять приоритеты и направить в объезд тяжелогрузы, а коммунальный мост освободить для как собственного легкового транспорта, так и транзитного? И еще о сохранении бийского соснового бора тоже желательно не забыть.