Найти тему
МуZей Победы

«От этого села остались одни печные трубы». Воспоминания младшего лейтенанта Николая Абашкина о трудном форсировании Десны

Большинство ветеранов Великой Отечественной не оставили мемуаров. Об их заслугах можно узнать лишь из наградных листов. Тем ценнее становятся воспоминания фронтовиков. Сохранить их для потомков позволяет исторический депозитарий «Лица Победы». Сегодня вы узнаете историю красноармейца Николая Абашкина, уникальные воспоминания которого представлены в проекте Музея Победы.

-2

Подвиг солдата

Николай родился в селе Ржавец Рязанской области в 1923 году. В первый год Великой Отечественной он был призван в Красную Армию. Абашкин прибыл на фронт в составе минометного взвода, первый бой он принял в сентябре 1942 года в степях под Сталинградом и был ранен. Затем Абашкин принимал участие в Курской битве. О том, как Абашкин участвовал в битве под Курском, мы писали ранее. Сейчас расскажем, как проходили дальнейшие бои в районе реки Десна.

-3

«В битве на Орловско–Курской дуге и прорыве обороны противника было положено начало массового изгнания немецко-фашистских захватчиков из пределов нашей Родины. Это наступление и привело меня, наш полк, к древним стенам старого русского города Новгород-Северский. У древних стен на берегу реки Десна и застала нас ночь. Взять город сходу не удалось. Перегруппировав силы и получив новое пополнение, 30-й Хасанский вместе с 40-м Амурским стрелковым полком и 16-м Уссурийским полком нашей дивизии стали готовиться к форсированию реки Десна.

-4

Пришел новый командир роты старший лейтенант Чернышёв, и Миша Голубев на должность комвзвода. Подготовка к форсированию реки заняла всего один день, а утром 20 сентября 1943 года юго-восточнее трех километров от города дивизия успешно ее форсировала и к исходу дня овладела крепостными стенами, сооруженными руками наших предков. За город Новгород–Северский враг понес большие потери, было взято много пленных и, в том числе, командир обороняющейся дивизии с несколькими офицерами штаба. За освобождение города Новгород–Северский личный состав дивизии получил от Верховного командования благодарность на установленном бланке, а я, кроме этого, – орден Красной Звезды.

-5

В связи с тем, что в последних боях много выбыло из строя стрелковых офицеров, я был взят с минометного взвода на должность командира стрелковой роты. Оставив город с большими потерями, убитыми и пленными, немцы лелеяли надежду вернуть его снова в свои руки. Они предпринимали три контратаки, но все их атаки были успешно отбиты. На следующий день после освобождения города я повел в наступление уже стрелковую роту. Немцы все еще упорно сопротивлялись, но уже не могли сдержать нашего натиска.

-6

Прорвав оборону одного из опорных пунктов, наш батальон овладел одним населенным пунктом (правда, от этого села остались одни печные трубы, которые сиротливо стояли среди тлеющих головешек). А за деревней опять река, хоть и меньше Десны, но река. Мост через нее немцы взорвали, нужно было искать брод. А за рекой в почти сгоревшей деревне видны немцы, их танки, которые видимо умышленно не маскируют, чтобы создать больше страху для наступающих. Заняв оборону по левому берегу реки, я послал рядового Силаева с донесением к комбату о проделанной ротой работе. Упомянул и том, что на противоположном берегу, в деревне Буда, замечены два танка и до полсотни автоматчиков.

-7

О том, как развивались дальнейшие бои за деревню мы расскажем в следующих материалах. Эта история представлена в историческом депозитарии «Лица Победы». Расскажите и вы о своем героическом предке на сайте проекта.

#МузейПобеды #ЛицаПобеды