Найти тему

Родина предков. Заонежье.

Русский север… Величественная дикая природа. В непроходимых лесах, окружающих многочисленные озера и ламбушки со скалистыми берегами живут племена корелов, лопь, чудь, вепсов, финнов. Об этом свидетельствует римский историк Тацит. Эти племена не имели ни домов, ни оружия, ни коней. Убежищем от ветра, холода и непогоды служили сплетенные из ветвей шалаши, которые обтягивали звериными шкурами.
Шалаши эти были разбросаны по берегам рек и озер. Занимались племена охотой и рыболовством, сбром лесных даров, которые в изобилии росли в непроходимых лесах и болотах. Следы пребывания здесь финских племен отразились в географических названиях местности. Само название деревни Толвуя видоизменилось, в «Обводной грамоте» 1375 года они названы «тальвьяне». В 11 веке последовало покорение финских племен, живущих на севере, предприимчивыми новгородцами. Для них не составило особого труда подчинить себе обитателей этого края, так как были они миролюбивы и не умели владеть оружием. Богатство этих земель, леса, реки, озера представляли собой лакомый кусочек для предприимчивых новгородцев. Начало заселения Толвуйской волости относится к концу двенадцатого, началу тринадцатого веков. В конце двенадцатого столетия в 5 верстах от села Толвуя на скалистом, покрытом густыми лесами, острове Палей поселился преподобный Корнилий, псковский уроженец. В начале тринадцатого века на Палеострове собралось уже значительное число братии, так что была основана обитель и построено три церкви. Благодаря стараниям палеостровских иноков православие стало распространяться среди коренных жителей северного края. Пришлые новгородцы были верующими, поэтому возведение церквей было необходимым условиям проживания в диких местах. В конце четырнадцатого века в Толвуе родился, принял святое крещение и был научен книжной премудрости преподобный Зосима. Его родители – Гавриил и Варвара, были истинными христианами, но грамоты не знали. Скорее всего преподобный Зосима учился у иноков местного причта. Значит, церковь в Толвуе была уже в четырнадцатом веке. Впоследствии в Толвуе было три храма: Георгиевская, Троицкая с приделом преподных Зосимы и Савватия и Николаевская. Они упоминаются в 1616 году в писцовых книгах, составленных Петром Войековым. Эти церкви были деревянными и сгорели в 1722 году. Вместо сгоревших построили две новые церкви, сгоревшие в 1845 году от удара молнии. На начало двадцатого века в Толвуе существовали две церкви. Одна из них была построена на средства прихожан, вторую построил в 1878 году купец Захарьев.