Найти в Дзене
PuzzleMaker

Мусоргский. Картинки с выставки

Привет! Сегодня я начинаю новую, непривычную (для основной тематики моего канала) и, очень хочу надеяться, большую серию публикаций. Дело в том, что не так давно я полностью обновил свою музыкально-воспроизводящую технику - приобрёл в "М-Видео" проигрыватель виниловых дисков и вполне такую зачотную напольную аудио-систему. Проигрыватель комплектуется USB-кабелем для подсоединения к компьютеру; таким образом, у меня, помимо просто качественного звука, появилась возможность оцифровывать свои пластинки. Что я сегодня и начал осуществлять! Не знаю, что скажут владельцы Hi-End аппаратуры, но на мой дилетантский взгляд, качество MP3 получилось вполне приличным. И это - радует! Так что я теперь принял решение - оцифровать все свои более-менее хорошие диски (в плане авторов и исполнителей в моей фонотеке ВСЕ диски отменные, а вот чисто в техническом смысле - есть и не сильно хорошо сохранившиеся. Как-никак, а большинству пластинок уже 30-40 лет!). Короче. Следите за новыми поступлениями! А дл

Привет!

Сегодня я начинаю новую, непривычную (для основной тематики моего канала) и, очень хочу надеяться, большую серию публикаций.

Дело в том, что не так давно я полностью обновил свою музыкально-воспроизводящую технику - приобрёл в "М-Видео" проигрыватель виниловых дисков и вполне такую зачотную напольную аудио-систему.

Проигрыватель комплектуется USB-кабелем для подсоединения к компьютеру; таким образом, у меня, помимо просто качественного звука, появилась возможность оцифровывать свои пластинки. Что я сегодня и начал осуществлять! Не знаю, что скажут владельцы Hi-End аппаратуры, но на мой дилетантский взгляд, качество MP3 получилось вполне приличным. И это - радует!

Так что я теперь принял решение - оцифровать все свои более-менее хорошие диски (в плане авторов и исполнителей в моей фонотеке ВСЕ диски отменные, а вот чисто в техническом смысле - есть и не сильно хорошо сохранившиеся. Как-никак, а большинству пластинок уже 30-40 лет!). Короче. Следите за новыми поступлениями!

А для начала я предлагаю вашему вниманию ПЕРВУЮ собственную оцифровку из домашней фонотеки винилового диска Модест Мусоргский "Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля, исполняет Большой симфонический оркестр всесоюзного радио и телевидения, дирижёр Владимир Федосеев, запись примерно 1975 г. (нигде на конверте не указано).

-2

***

«Картинки с выставки» возникли как отклик М. Мусоргского на смерть близкого друга, талантливого архитектора и художника В. Гартмана, трагически скончавшегося в 1873 году.
В. Стасову удалось организовать посмертную выставку рисунков и проектов В. Гартмана, под впечатлением которой и создал Мусоргский свой фортепианный цикл.

Мусоргский смело и своеобразно претворил в музыке зарисовки художника, расптиряя и обогащая непосредственное их содержание.

Произведение было закончено в 1874 году. На заглавном листе значится: «Посвящается Владимиру Васильевичу Стасову. Картинки с выставки. Воспоминание о Викторе Гартмане». Впервые произведение было напечатано в 1886 году — после смерти композитора — под редакцией Н. Римского-Корсакова.

Замечательная оркестровка «Картинок с выставки», сделанная М. Равелем в 1922 году, — дань уважения французского композитора памяти М. П. Мусоргского, перед творчеством которого он всегда преклонялся.

«Прогулка» — вступительная пьеса к циклу, которая в дальнейшем звучит между отдельными частями произведения, связывая их в единое целое. Музыкальные образы «Прогулки» — это эмоциональный отклик композитора на увиденное и прочувствованное им.

«Пишу четвертый номер — связки хороши (на promenades). Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедах видна», — писал Мусоргский Стасову. С первых же звуков «Прогулки» мы ощущаем глубокую народность ее музыки, близость русской песне.

«Гном». У Гартмана это был эскиз деревянной детской игрушки в виде маленького гнома для раскалывания орехов. Мусоргский «очеловечил» гнома, показав в пьесе сложный душевный мир этого уродца. Характер музыки здесь отличается фантастичностью и причудливостью: то угрюмое звучание деревянных духовых инструментов в низком регистре, то таинственное шуршанье струнных, то светлые блики арф и звон колоколов.

Вторая «Прогулка» звучит светло, ласково и воспринимается как уход от мрачной фантастики.

«Старый замок» — произведение, овеянное поэтической мечтательностью. По свидетельству В. Стасова, на картине Гартмана изображен был «средневековый замок, перед которым трубадур поет песню». Колорит пьесы определяется глубоким певучим звучанием саксофона, ведущего основную мелодию,
написанную в стиле пасторалей ХУШ века.

Появление третьей «Прогулки» ощущается как вторжение иной эмоциональной сферы. Оркестр звучит ярко, бурно, почти колокольно, в конце пьесы снова происходит переключение, на этот раз в мир детских забав и горестей.

«Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры») — капризная, привлекательная жанровая сценка, пленяющая мягким юмором. В оркестре стремительная игра струнной группы сменяется ярко звучащими духовыми инструментами. В сопоставлении этих двух групп как будто видится детская веселая возня.

«Быдло». У Гартмана была изображена польская телега на громадных колесах, запряженная волами. Медлительные аккорды в басу передают трудное движение скрипучей телеги и служат фоном для простой и заунывной мелодии народного склада. Основная мелодия проводится солирующей тубой в высшем
регистре этого инструмента. Тяжелый свинцовый характер звука как бы передает образ возницы, сидящего на повозке. К концу пьесы песня удаляется, теряясь вдали/

Музыка минорной «Прогулки», появляющаяся здесь, выражает глубокую жалобу, словно размышление о тяжелой крестьянской доле.

«Балет невылупившихся птенцов». Эскиз Гартмана к постановке балета «Трильби» изображал детенышей-канареек в скорлупках, покрывающих их тельца. Деревянные духовые инструменты в высоком регистре сочетаются со струнными, играющими пиццикато, что создает впечатление подпрыгивающих, суетящихся птенцов. Забавная и грациозная сценка написана в скерцозно-танцевальном жанре.

«Два еврея, богатый и бедный». В. Стасов об этой пьесе писал: «Два еврея, зарисованные с натуры Гартманом в 1868 году во время его путешествия: первый — богатый, толстый еврей, самодовольный и веселый, другой — бедный, тощий и жалующийся, почти плачущий. Мусоргский сильно восхищался
выразительностью этих картинок, и Гартман сейчас же подарил их своему другу Мусоргскому». Композитор дал два метко-характеристичных социальных портрета, поражающих глубиной и тонкостью. Музыка здесь выдержана в национальном еврейском колорите. В оркестровке ярко выявлен драматургический замысел пьесы. Мощное звучание струнных инструментов в низком регистре характеризует богатого еврея, жалкое, комически-трогательное звучание засурдинённой трубы рисует образ бедного еврея.

«Лимож. Рынок» («Большая новость»). Сочным, колоритным языком изображены торговки и сплетницы Лиможского рынка, возбужденные каким-то известием (о чем говорит заголовок). Слышен оживленный говор, то нарастающий, то затихающий шум толпы.

«Катакомбы» («Римская гробница»). На акварели Гартмана изображен сам художник и его спутники, осматривающие при свете фонаря катакомбы, в далекие времена служившие местом погребения. В пьесе две связанные между собой части. Первая (Largo) — сдержанная и внутренне напряженная, полная величавой скорби. Мрачный и таинственный характер пьесы достигается звучанием медной группы в низком регистре. Вторая часть озаглавлена латинским изречением — «С мертвыми на мертвом языке». По музыке она контрастирует с первой частью. На фоне тремоло струнных холодно и прозрачно звучат духовые инструменты. Печально проходит тема «Прогулки»...

«Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга») — фантастическая картинка «поезда» Бабы-Яги, прообразом которой послужил проект бронзовых часов в русском стиле, изображавших сказочное жилище ведьмы. Быстрая и стремительная пьеса — размашистое скерцо с контрастирующей таинственной средней
частью — вливается непосредственно в величавый торжественный финал цикла.

«Богатырские ворота» («В стольном городе во Киеве»). Поводом для создания этой пьесы послужил гартмановский проект городских каменных ворот в Киеве. Ярко национальная, богатырского склада величальная тема — это главный образ, как бы подводящий итог всему музыкальному развитию цикла.
Второй, образ пьесы — суровый, молитвенный, связанный с аскетическим духом старинной русской церковной музыки. Далее звучит виртуозно написанный колокольный перезвон, в котором слышны интонации знакомой темы «Прогулки». Колокольный звон подводит к заключительному мощному, тромоподобному звучанию в оркестре (ВИН) главной богатырской темы, торжественно венчающей сцену ликования народа в славном древнем Киеве.

Е. ТОМАШЕВСКАЯ

* * *

Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения принадлежит к числу выдающихся оркестровых коллективов Советского Союза. Оркестр был создан осенью 1930 года. Уже один перечень дирижеров, в разное время руководивших оркестром и выступавших с ним, говорит о его уровне
и о той атмосфере, в которой воспитывался коллектив: А. Орлов, Н. Голованов, А. Гаук, Г. Рождественский, Е. Мравинский, С. Самосуд, Н. Рахлин, К. Кондрашин, Е. Светланов, О. Фрид, О. Клемперер, Э. Клайбер, В. Ферреро, Г. Себастьян и другие.

С февраля 1974 года художественным руководителем и главным дирижером Большого симфонического оркестра является народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии имени Глинки Владимир Федосеев. Он — воспитанник Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных и Московской консерватории, где совершенствовался в аспирантуре у профессора Л. М. Гинзбурга. Еще студентом В. Федосеев начал дирижировать в Оркестре русских народных инструментов Всесоюзного радио, а впоследствии на протяжении 15 лет возглавлял этот коллектив, заслужив большое признание слушателей в Советском Союзе и за рубежом. В то же время В. Федосеев осуществил целый ряд работ как оперный и симфонический дирижер. Среди них — Пятая симфония Шостаковича, Пятая и Шестая симфонии Чайковского, оперы «Евгений Онегин» в Большом театре СССР и «Царская невеста» в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова, концертное исполнение опер «Майская ночь», «Снегурочка», «Черевички».

Произведения русских и советских композиторов занимают в репертуаре Владимира Федосеева центральное место.

***

Прочитали?

Теперь можно и послушать!

Сторона 1.

-3

Прогулка

1. Гном. Прогулка

2. Старый замок. Прогулка

3. Тюильрийский сад (ссора детей после игры)

4. Быдло. Прогулка

5. Балет невылупившихся птенцов

6. Два еврея, богатый и бедный.

Мусоргский _Картинки с выставки_ сторона 1.mp4

Сторона 2:

-4

7. Лимож. Рынок (Большая новость)

8. Катакомбы (Римская гробница), С мёртвыми на мёртвом языке

9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)

10. Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)

Мусоргский _Картинки с выставки_ сторона 2.mp4

Поскольку запись идёт практически без пауз, то я тоже не стал делить файл на части. Просто оцифровал каждую сторону целиком. Более того, после некоторых размышлений я пришёл к выводу, что и впредь не стану резать записи на отдельные дорожки. Как я дома слушаю пластинки? Ставлю диск, сажусь, слушаю. Кончилась одна сторона, переворачиваю... В чём проблема? в общем, вы меня поняли!

Приятного прослушивания!

P.S. Это мой первый опыт оцифровки!

disco successivo

Виниловые пластинки из коллекции Андрея Устюжанина