998 подписчиков

Светлана Панченко: «Я поняла, что невозможно быть в вечном поиске того, кто поможет моему сыну, и решила учиться сама…»

Может ли инженер в сфере телекоммуникаций с 20-летним опытом работы стать успешным коррекционным педагогом?
Может ли инженер в сфере телекоммуникаций с 20-летним опытом работы стать успешным коррекционным педагогом? Верится с трудом, но Светлане Панченко из Казахстана, активной участнице конференций PROШКОЛА, это удалось.
Сегодня в своем родном городе Тобыл Костанайского района она ведет частную практику в собственном кабинете психолога, где занимается с детьми с РАС. О том, каким образом она попала в эту сложную профессию и какую роль в этом сыграла PROШКОЛА, Светлана рассказала нам в интервью.

— Светлана, как так получилось, что вы кардинально поменяли профессиональную деятельность?

— Так сложились личные обстоятельства. В 2013 году в нашей семье родился особенный ребёнок. Я это чувствовала с первых дней его жизни, но тогда не представляла, что у него аутизм. До сих пор в ушах стоит фраза нашего врача перед выпиской из роддома: «Готовьтесь мамочка, вам Бог дал «такого» ребёнка. Не сравнивайте его с другими детьми, он будет у вас развиваться с отставанием, но к школе догонит сверстников».

На тот момент я была уверена, что речь идёт только о моторном развитии, поэтому много внимания уделяла этому вопросу (массаж, лфк, водные процедуры…) В 11 месяцев он сделал первые самостоятельные шаги, а в год уже бегал из комнаты в комнату. Но….

— Вас что-то смущало в его поведении?

— Да. Например, его взгляд не фокусировался на моём лице: он смотрел словно сквозь меня. К восьми месяцам (по нормам) он не реагировал на своё имя, в свою игровую деятельность никого «не впускал», книжки с яркими картинками не привлекали его внимания. А еще сын слушал и смотрел только музыкальные клипы, причем избирательно (только по ему одному известному критерию они ему нравились либо нет). Интересно, что клипы были записаны на флешку и воспроизводились в определённой последовательности. Когда должен был заиграть тот клип, который ему не нравился, ребёнок начинал плакать.

Когда я брала ребёнка на руки, он как будто отпихивался от меня, выгибал спинку и носить его приходилось вниз животом. В этот момент он, как коала, лежал на руках, как на веточке, свесив ручки и ножки вниз.

Интересно, что кроме отставаний от нормы, мой ребёнок местами проявлял и явное опережение. Например, читать научился глобально в 3,5 года. И это при том, что в три года в его лексиконе было всего 25 слов (некоторые из них состояли из одной буквы «о» - это оранжевый!)

— Был ли малыш избирателен в еде?

— Избирательность в еде стала заметна уже с первых прикормов. Например, желток от яйца ел через ниблер, а к тому времени, когда можно было вводить яйцо с белком (в частности это был омлет) у ребёнка на него сразу рвотный рефлекс сработал. С тех пор желток он тоже не ест.

Сейчас избирательность в еде в основном на консистенцию. Желеобразное, сметанообразное (и вся молочка), пюре, манная каша, ну и прозрачность напитков: яблочный сок с мякотью пить не станет.

— Как в вашей жизни прозвучало слово аутичный ребенок?

— Я впервые услышала его от нашего невролога, в ответ на мои наблюдения...

Мне кажется, что особенности, с которыми мы сталкивались в течение всех этих десяти лет я могу перечислять очень долго.

На каждом этапе развития проявлялось что-то новенькое. Старые проблемы уходили, корректировались, компенсировались. Мы учились жить с этим и до сих пор учимся.

— Что подтолкнуло вас к мысли поменять профессию?

— К сожалению, у нас в городе гигантские проблемы со специалистами.

Многие из них отказывали нам, мотивируя это тем, что их квалификации недостаточно. А те специалисты, которые могли бы работать с нами, разъехались по крупным городам и даже странам. В один прекрасный момент я поняла, что невозможно быть в вечном поиске того, кто нам поможет, и решила учиться сама.

— С чего началось ваше обучение?

— Так как я планировала быть тьютором у сына, когда он пойдет в школу, то закончила ЧелГУ и получила специальность педагога-психолога.

PROШКОЛА сыграла в моем обучении очень важную роль. Изучая тему аутизма в сети, я познакомилась с вашим ресурсом и стала посещать все вебинары. На одном из них был бонус «Детская Йога» от Светы Ревич. Эти упражнения подтолкнули меня к новому виду деятельности.

Может ли инженер в сфере телекоммуникаций с 20-летним опытом работы стать успешным коррекционным педагогом?-2

Фото Сергея Миронова, фотокорреспондента еженедельника "Костанайские новости"

Я организовала занятия адаптивной физкультурой на волонтёрской основе в формате «мама плюс ребёнок». Местный спортивный комплекс раз в неделю предоставлял нам зал для занятий, а родителей с особенными ребятишками мы привлекали самостоятельно. Кстати, местная газета выпустила даже статью о нашем проекте. С ней можно ознакомиться по ссылке.

Может ли инженер в сфере телекоммуникаций с 20-летним опытом работы стать успешным коррекционным педагогом?-3

Фото Сергея Миронова, фотокорреспондента еженедельника "Костанайские новости"

За год занятий прогресс у детей был колоссальный: они начали радоваться встрече друг с другом, перестали бояться большого помещения, появилось понимание структуры тренировочного процесса и имитация действий. А ведь в самом начале все упражнения делались только с помощью мам: дети часто не понимали, что от них хотят.
Недаром доказано, что дефицит моторных навыков связан с глубиной аутизма. Физнагрузки при аутизме дают мощный толчок в социальном развитии.

Может ли инженер в сфере телекоммуникаций с 20-летним опытом работы стать успешным коррекционным педагогом?-4

Фото Сергея Миронова, фотокорреспондента еженедельника "Костанайские новости"

— Светлана, как вы пришли к идее открыть частный кабинет?

— Эти первые результаты дали мне уверенность в своих силах, что я могу помогать не только своему ребёнку, но и другим детям, а заодно и их родителям. В ноябре исполнился ровно год, как я веду частную практику детского психолога.

Может ли инженер в сфере телекоммуникаций с 20-летним опытом работы стать успешным коррекционным педагогом?-5

Фото Сергея Миронова, фотокорреспондента еженедельника "Костанайские новости"

— Почему выбираете площадку PROШКОЛА для повышения квалификации?

— Формат онлайн-обучения для меня единственно приемлемый. Курсы и конференции, организованные PROШКОЛА, помогают мне улучшить качество и эффективность моей деятельности. Знания, которые я получаю на ваших курсах, бесценны. Считаю всех спикеров специалистами от Бога!!! В результате обучения реально происходит переформатирование мозга. На многие «проблемы» в развитии ребёнка начинаешь смотреть иначе, а главное — есть понимание, что с этим делать.

Может ли инженер в сфере телекоммуникаций с 20-летним опытом работы стать успешным коррекционным педагогом?-6

Фото Сергея Миронова, фотокорреспондента еженедельника "Костанайские новости".