Найти тему
окно в икону

Преподобный Никита, столпник Переславский

С праздником, уважаемые читатели! Часто мы не верим в преображение человека, погрязшего в грехах, считаем его безнадежным. Что это не так, говорит нам история русского святого второй половины двенадцатого века, Никиты Переяславского.

Поскольку от времени сразу после его кончины не сохранилось писаний о нем, то для нас осталась непонятной двусмысленность записанного только в пятнадцатом веке его жития. Она заключалась в том, кем же он был до монашеской жизни: чиновником или разбойником. Так написано про его жизнь до монастыря в житии, что можно подумать и то, и другое. Ведь и тот, и другой могут безжалостно ограбить и погубить. Во всяком случае его жестокость к другим людям и корыстолюбие закончились тогда, когда он услышал в храме слова пророка Исайи: "Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих" (Ис. 1:16). Его раскаяние усилилось тем, что случилось дома: жена варила еду для его гулянки с друзьями, и он увидел вместо кусков мяса части человеческих тел. Кинулся он в монастырь, возникший еще в начале двенадцатого века возле Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера, во имя Никиты Готфского, но игумен не захотел принять его. Свою решимость пришлось ему долго доказывать. Зато покаянное настроение не покидало его всю оставшуюся жизнь в монастыре. Монах в куколе и мантии - так его и изображали на самых древних дошедших до нас образах и покровах, да и часто и в более позднее время.

Преподобный Никита носил вериги (тяжелая цепь с пластинами и крестами), принял обет молчания, исполнял многие монастырские послушания (например, копал колодцы) и в довершение всего стал столпником.

Мы представляем себе столпничество очень плохо, в общем и целом понятно, что человек стоит на каком-то сооружении (столпе) в тесноте и молится. Но то ли из-за сложности строительства такого столпа, то ли из соображений смирения, Никита вырыл себе яму за воротами монастыря, и подземный ход в монастырь, чтобы ходить на богослужения, не встречаясь и не общаясь ни с кем. Так он стоял в яме, прикрытой от дождя и снега покровом, и молился. Наверное, изменения в его жизни поразили знавших его людей, особенно родственников, потому что они навещали святого. И однажды подумали, что цепи для вериг очень уж сильно блестят, наверное, подумали они, сделаны из серебра. Явно не давало им покоя оставленное святым богатство, не верили они, что он смог с ним расстаться. Поэтому они убили святого и украли вериги. Обнаружив же их дешевизну, просто бросили и верующие потом нашли их и принесли в монастырь.

Сохранились не только вериги и мощи святого, один из выкопанных им колодцев, а на месте его ямы (и месте его гибели одновременно) поставили часовню.

Поэтому, когда после макарьевской канонизации середины шестнадцатого века (а тогда было канонизировано более тридцати святых) преподобному Никите составили более пространное житие, то и иконы стали содержать сцены из его жизни (искусствоведы называют их клейма, а иконописцы - жития). Появилась там и такая деталь, как столп. Всё логично - раз он молился стоя в тесноте и изоляции от людей, значит, он столпник, и не уточняя детали, пишут ему такой же столп, как и древним столпникам. На иконах это изображено в виде тесной рамы вокруг нижней половины тела. Но на современных иконах чаще изображается высокий столп и внутри него ступени. Получается, что столп символизирует его высокую молитву, а ступени указывают его нахождение в глубине земли как путь достижения этой молитвы.

Цвета облачений его разные, на пелёнах куколь на голове и епитрахиль красивого лазоревого цвета, иногда их выделяют цветом и сейчас, но чаще всего монашеские облачения тёмных цветов. На его образах, однако, сохранилась традиция чаще всего изображать правую руку развёрнутой к нам ладонью - знак принятия благодати, а также особенная борода - клинышком, но раздвоенная на конце и один край выше другого (космочка, как писали в пояснениях для иконописцев). Достаточно часто в левой руке ему пишут развёрнутый свиток, а вот тексты бывают разные: "Владыко Христе Царю, помилуй мя падшаго, возведи угрязнувшаго в кале греховном" (это сохранившийся в житии текст его молитвы с просьбой о принятии в монастырь); или "Измыйтесь и чисты будете, отымите лукавства от душ ваших" (текст пророка Исайи, произведший переворот в его жизни); или "Спаси душу погибающую";или "Сокрушайся от дел злых, содеяных тобою".

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!