По теории управления "прямая линия" - это инструмент обратной связи, без которой любая система разваливается. Причем, неважно это система представляет собой какую-то машину, аппарат, или организацию типа ООО РФ. Их поведение описывается одними и теми же математическими уравнениями. Исходя из этой теории, для эффективного функционирования система должна решать 3 задачи:
- Иметь средства и алгоритмы обработки поступающих сигналов.
- Вовремя обрабатывать сигналы обратной связи.
- Прогнозирование ситуации - для продвинутых систем.
В технике обработкой сигнала сегодня занимаются компьютеры с соответствующим программным обеспечением. И если там это занимает секунды, или доли секунд, то в организации типа государства это может быть и часы, и сутки, и месяц, и год - в зависимости от характера процесса. За правильную обработку и алгоритмы отвечает глава государства с его аппаратом и правительство.
Понятно, что при пожаре, или землетрясении речь идет о минутах и часах. Но возьмем самый больной сейчас пример - здравоохранение и связанную с ним демографию. Скажем, при аварии, или сносе здания районной больницы, счет идет на считанные недели и месяцы. Просто люди будут больше болеть и умирать. При оптимизации именно так и было.
Результаты оптимизации здравоохранения в РФ
Как видно это длительный процесс и говорит не о каком-то злонамеренном уничтожения граждан, хотя частично это и так. Это косвенное свидетельство вымирания малых городов и поселков и концентрации населения в мегаполисах. Из графика видно, что понять, что происходит и как реагировать можно было уже в 2004-2005 г.г. А сейчас это привело уже к серьезному сокращению населения и повернуть процесс гораздо сложнее и дороже. Тем более, что из истории решение уже известно. В США, в ответ на падение рождаемости почти 100 лет назад возникла одноэтажная Америка! Но у нас спохватились только сейчас - через 20 лет!
Вот конкретный вопрос президенту из области здравоохранения. Проблему озвучил глав. врач Мелитопольского областного онкодиспансера, Константин Лакунин:
Пациентов много, а врачей не хватает – как по всей России, так и у нас. Но ситуация драматичная: не хватает онкологов, гематологов, детских онкологов. Их просто нет! Поэтому диспансеру приходится брать на себя все эти функции. На амбулаторный прием одного врача приходит 50–60 человек в день при норме 30. В стационаре по 20 пациентов на одного врача - тоже выше нормы в два раза.
И вот, что ответил президент (с сокращениями):
Проблема понятна. Я не знаю, нужно ли создавать специальную программу, но обратить внимание на это точно нужно, я с ним согласен. У нас льготная ипотека для этих регионов есть под 2%, Но эта льгота только на новое жилье, а его там строится пока мало. Поэтому надо бы так же, как на Дальнем Востоке, распространить это на вторичный рынок – вот что надо сделать, и тогда это начнет работать.
И второе. По поводу дополнительных стимулов. Если заработная плата конкурентоспособна, то может быть, как на Дальнем Востоке, тоже повысить подъемные для «Земского доктора». Для докторов – до 2 млн рублей, а для фельдшеров – до миллиона рублей, и это будет, мне кажется, хорошим стимулом. Я обязательно с правительством это проговорю.
Что не так в ответе президента
Во-первых, проблема дефицита врачей есть и в городах, а тогда откуда они возьмутся в деревне - непонятно. И число выпуска врачей вообще сокращается на 1-2% в год из-за потери престижа профессии. Чтобы сегодня медперсонала было больше, этим нужно было заниматься 10-20 лет назад. И тогда президент "был в курсе", но ничего в этом направлении не делал. А теперь хочет залить проблему деньгами.
Во-вторых, по ипотеке на вторичный рынок жилья. Президент даже не представляет, что вторичное, то-есть б/у-жилье - это обычно хлам 50-х годов. Его никогда не продашь - это выброшенные деньги! Это раз!
А вот эффект от ипотеки на Дальнем Востоке из комментариев от подписчика под статьей.
Про льготную ипотеку для Забайкалья и Бурятии. До включения этих регионов в программу «развитие дальнего востока» однушка по вторичке стоила 1,3 млн. а, после включения цена выросла до 3,6 млн.
Сейчас повышают ключевую ставку и за ней первоначальный взнос от 30 %. Вопрос: что дает 2 % ипотека в регионах, где средняя зарплата составляет 2х мрот, цены на продукты питания выше на 20-30 %. А еще жителям этих регионов нужна одежда на для температуры от - 50 до + 50.
То-есть, что у нас со здравоохранением и что происходит в регионах президент, на самом деле, не в курсе, а значит проблемы будут только нарастать.
Но вспомним, как решалась проблема дефицита врачей, а также учителей и других профессий в СССР?
"Фильм создан по заказу Гостелерадио СССР"
Надо ли говорить, что после Баталова в роли врача, конкурс в мед вузы был сумасшедший? Также и в педагогические после Тихонова в "Доживем до понедельника. Поднимали престиж рабочих профессий гениальные Куравлев и Рыбников. А кого прославляет искусство сейчас? Ну не хочется здесь матом.
И ведь президент сам из СССР и все это ему известно. Почему не делается?
Чем полезна теория управления
С точки зрения этой теории, только на основе разбора одного примера со здравоохранением, можно сделать выводы о серьезных проблемах с решением всех 3-х задач управления:
- Низкое качество аппарата управления и уровня мышления главы государства.
- Несовершенства системы регистрации сигналов обратной связи - они просто не доходят ни до правительства, ни до президента.
- Полное отсутствие функции прогнозирования.
Из этого мы можем предположить, что и в других областях происходит тоже самое. Вот ответ президента на вопрос о производстве самолетов:
Надо развивать собственное самолетостроение. Надеюсь, что все планы, которые мы имеем в виду, а мы планируем произвести свыше тысячи самолетов к 2030 году, своих собственных самолетов.
А кто мешал нАчать развивать 10, или 20 лет назад? Только когда Запад санкциями припер к стенке, тогда проснулись? И так во всех областях: в автостроении, в станкостроении, в образовании, науке, - везде провал, провал, провал!
И главный вывод - это все не частные случаи, а характеристика системы. То-есть, мы можем сделать вывод: Прямая линия с президентом функции обратной связи не выполняет.
Тогда возникает вопрос:
А тогда в чем смысл прямой линии президента с народом
Здесь надо понимать, что народ это не однотипная масса, а, как и все, делится на сегменты, то-есть - группы. По уровню доходов, по образованию, по возрастной категории и т.д. Но главное для теории управления, это наличие аналитического мышления. Так вот большинство граждан - порядка 80% - к анализу не склонны. Эти 80%, имея поверхностное суждение, видят, что президент обо всем в курсе, во всех вопросах разбирается и все порешает. Вот они-то за него и голосуют.
Поэтому прямая связь президента является более пиар-акцией для поддержки этого электората, нежели реальной обратной связью.
И только 15%, имеющих склонность к более глубокому анализу, - против.
Такой расклад населения во всех странах и это есть
Основа современной "демократии"
- 80% - молчаливое большинство, подверженное влиянию пропаганды;
- 10-15% - скептики и критики системы способные к анализу;
- 5% - пассивный протестный электорат;
- 1-2% - активный протестный электорат.
Вот эти 1-2% и выйдут на улицу. И власть им это позволит и будет вещать по TV: Смотрите, у нас каждый может выразить свое мнение, у нас - демократия!
При этом правящая элитка за себя спокойна потому, что прекрасно знает этот расклад. Ей плевать на эти 1-2%. Главное, что все СМИ со всеми журналистами и комментаторами - их частная собственность. Поэтому 80% всегда проголосуют, как надо и за кого надо.
Эту нехитрую схему западной "демократии" хорошо усвоила наша элитка, включая "Единую Россию" и президента. Поэтому, Владимир Путин будет выбираться со 100% гарантией сколько захочет.
Такой расклад многим из этих 15% более умных кажется несправедливым, но это придает стабильность системе. Чтобы заменить центральный процессор - президента с его аппаратом - должен появиться новый. С кардинально лучшими качествами, очевидными большему числу электората. Ну типа Ленина, лозунги которого были просты, понятны и продуктивны.
Эти лозунги в теории управления, не что иное, как сигналы обратной связи от процессора всем элементам системы - народу.
В чем опасность данной ситуации с такой консервативной системой управления
Опасность в том, что наши противники имеют более совершенную систему управления, которая обладает четвертой функцией - проектирование будущего. Яркий пример - наша СВО. Это их успешный проект, который, кстати и выявил отсутствие в нашей системе 3-й функции - прогнозирование ситуации. И пока свойства нашей системы не изменятся в лучшую сторону, у нас постоянно будут возникать сюрпризы. Неприятные и неожиданные! Скучать нам не дадут.
Поэтому ко всем радостным событиям типа, что мы где-то побеждаем, создали очередной союз ШОС, БРИКС и т. д. пока стоит относиться сдержанно. Все это хорошо, но что нам готовят через год - три, десять лет - мы не знаем и не готовимся. Потому, что нет 3-й функции. А реально начнем побеждать, когда обретем 4-ю - проектирование будущего!
Прошу ваше мнение, идеи и предложения!