Курсы, марафоны, тренинги и другие виды онлайн-обучения в последние годы пользуются особой популярностью в России. Зачастую ожидания от подобных услуг не соответствуют действительности - авторы рассказывают очевидные вещи или вовсе вводят своих учеников в заблуждение. Кроме этого, тренинг может просто не подойти, либо возникнут непредвиденные обстоятельства, которые не позволят продолжить учебу. Далее рассмотрим, как вернуть деньги за обучение, когда это можно сделать и что при этом следует учесть.
Правовое регулирование вопроса
С точки зрения закона любое онлайн-обучение это услуга, поэтому порядок и особенности ее оказания регулируются положениями ГК РФ и нормами Закона РФ «О защите прав потребителей».
В большинстве случаев покупка курса оформляется путем принятия оферты на сайте автора обучения. Этот документ может называться иначе, например, «публичная оферта», «пользовательское соглашение», «договор», но юридическая сущность от этого не меняется.
Содержание оферты во многом зависит от особенностей и специфики обучения. Обычно в ней перечисляются оказываемые услуги, указывается порядок их предоставления, а также закрепляются условия расторжения договора и особенности возврата оплаты. При этом нужно понимать, что такие документы всегда составляются с упором на максимальную защиту организатора обучения.
При разрешении любых вопросов в первую очередь следует руководствоваться правилами, установленными договором и только если они отсутствуют или противоречат законодательству, обращаться к нормативному регулированию.
Как обезопасить себя
Перед заключением договора и проведением оплаты крайне важно максимально детально изучить, кто, каким образом и в каком объеме будет оказывать услугу. Для этого следует запросить у организатора документы с обозначенным содержанием программы, графиком занятий, именами спикеров и т.д. В ином случае есть риск не просто получить материал, не соответствующий ожиданиям, но и остаться при этом без денег.
Если на сайте организатора обучения отсутствует оферта или он отказывается от заключения договора на оказание услуг, от такого предложения лучше отказаться. Также не стоит соглашаться на проведение оплаты простым переводом на карту без выдачи чека.
Без договора и квитанции об оплате доказать факт возникновения правоотношений будет сложнее. Из-за этого при возникновении разногласий шансы вернуть деньги заметно сокращаются.
Можно ли вернуть деньги за обучение, если оно не началось
Согласно ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», независимо от содержания договора и возникшей причины, потребитель вправе отказаться от услуги (обучения) в любой момент. Данное правило императивно, поэтому ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено договором.
Это означает, что до начала обучения можно вернуть все деньги за исключением расходов, которые автор понес в связи с оказанием услуги или подготовкой к этому.
Однако ссылаться на приведенную норму можно только до момента, пока организатор обучения не отправит видео, лекцию, методичку и т.д. Дело в том, что обычно согласно положениям договора услуга считается оказанной с момента предоставления доступа к учебным материалам.
Можно ли вернуть деньги после начала обучения
Вернуть деньги за обучение после его начала гораздо сложнее. Согласно ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае оказания некачественной услуги потребитель вправе требовать устранения недостатков, уменьшения стоимости курса, а при наличии существенных проблем может отказаться от обучения с возвратом денег.
Отказаться от курса просто потому что он не понравился не получится (если иное не предусмотрено договором). Для возврата денег нужно доказать, что услуга оказана некачественно, например, материалы не соответствуют обещанным или нарушен график их предоставления.
При отсутствии претензий к качеству материалов возможно 2 варианта развития событий:
- Обучение проходит поэтапно и материалы предоставляются постепенно. В таком случае можно требовать возврата средств за вычетом оплаты в счет фактически оказанных услуг.
- Все обещанные материалы были предоставлены единовременно. В таком случае услуга считается оказанной и исполнитель не обязан возвращать деньги, но может это сделать по своему усмотрению.
Доказать факт некачественного оказания услуги проблематично, поскольку многие критерии оценки зависят от конкретной ситуации и крайне субъективны.
Порядок возврата денег
Возврат денег осуществляется в порядке, установленном договором. При отсутствии каких-либо положений на этот счет, нужно руководствоваться общеправовыми нормами.
В случае, если организатор отказывается добровольно вернуть средства, необходимо направить ему письменную претензию. Она составляется в произвольной форме, главное перечислить свои доводы, указать что именно не устроило в предоставленном курсе, а также заявить о намерении расторгнуть договор и потребовать возврата средств.
Если в течение 30 дней исполнитель не отреагировал на претензию или отказал в возврате денег, придется обращаться в суд. Для этого нужно подготовить исковое заявление и собрать как можно больше доказательств.
При положительном исходе можно не только взыскать уплаченную сумму, но и добиться выплаты потребительского штрафа, компенсации всех понесенных расходов и причиненного морального вреда.
У вас есть вопрос по защите прав потребителей? Задайте его нашим юристам по тел. +7 (495) 198-70-77 или на нашем сайте vrutskii.com