- А не сходить ли нам в Замбию? – спросил я как-то утром своего сына Дмитрия.
Этот вопрос прозвучал бы, прямо скажем, загадочно, а то и вовсе абсурдно, если бы…
Если бы дело не происходило в Виктория-Фоллс, зимбабвийском городе на границе с Замбией, известном тем, что в его окрестностях находится знаменитый водопад Виктория - одна из главных достопримечательностей Южной Африки.
- Ну, с зимбабвийский стороны мы водопад уже видели, взглянем теперь с противоположной, замбийской, - продолжал я.
- Почему нет? - согласился сын.
И мы, позавтракав, отправились в путь.
Замбию и Зимбабве разделяет река Замбези. В 1905 через неё был построен англичанами мост, занесенный, между прочим, в список исторических достопримечательностей гражданского строительства.
Вот по этой-то достопримечательности можно пешком минут за двадцать добраться из Зимбабве до страны-соседки. На середине пролёта вас встретит указатель «Вы входите на территорию Замбии» - наверное, чтоб не заблудились.
Замбийский чиновник в стеклянной загородке административного здания без проблем шлёпнул в паспорт визу, позволявшую находиться на территории сопредельного государства аж целый месяц, и - здравствуй, Замбия!
Неподалеку от границы находится небольшой городок Ливингстон. Гулять так гулять! Мы решили сначала съездить туда, а ближе к вечеру, уже на обратном пути, заглянуть и на водопад. Такси искать не пришлось, оно само нашло нас, и уже минут через пятнадцать мы въезжали в город.
Чтобы составить какое-никакое впечатление о том, чем и как живут замбийские граждане, решили для начала просто прогуляться по улицам. И вот тут-то на одной из них наше внимание привлёк большой плакат-указатель с надписями: «Железнодорожный музей» и, чуть повыше… «Еврейский музей».
Очевидно, оба заведения находились в одном месте. Если с первым всё было ясно, то второе, признаться, вызывало немало вопросов.
- Ты что-нибудь слышал о евреях в Замбии? – спросил я сына.
Тот покачал головой.
- Вот и я тоже. Надо идти – иначе это останется для нас загадкой до конца жизни, - заметил я.
И мы направились, в указанном стрелкой направлении.
… В начале прошлого века на территории Северной Родезии - так тогда называлась Замбия - неподалеку от поселка Олд-Дрифт, располагавшегося на месте переправы через реку Замбези (название и переводится приблизительно как «старая переправа»), возник городок Ливингстон, названный так в честь шотландского исследователя Африки Давида Ливингстона.
На рубеже 19-го и 20-го веков сюда начали прибывать евреи с европейского континента – с Украины, из Литвы, Латвии, Белоруссии. Кто-то уезжал в поисках лучшей жизни, кто-то спасался от притеснений и погромов. Одними из первых, в 1897 году (некоторые источники указывают 1901 г.), прибыли братья Зусман, Эли и Гарри. Свой бизнес на новых землях они начинали, продавая самодельное имбирное пиво. К началу Первой мировой войны в Ливингстоне проживало 10 еврейских семей. Занимались торговлей различными товарами, скотом, были заняты в медно-добывающей промышленности. Основу еврейской общины составили семейства Зусманов и Гриллей, которые знали друг друга ещё до переезда. Грилли открыли в 1917 году первый в Ливингстоне кинотеатр под открытым небом, двумя годами позже – еще один, уже под крышей. Здание кинотеатра, построенного ими в 1931 году, сохранилось до нашего времени.
Известной личностью в городе в 20-е годы был Джо Фурмановский. Вновь прибывшие в Ливингстон переселенцы могли на первых порах разместиться у него в доме, где он оборудовал для проживания комнаты. Его жена обеспечивала приезжих питанием. Сам Джо работал таксистом.
В 1928 году была построена первая синагога, до этого еженедельные службы несколько лет проводились в доме Зусманов. В 30-е годы многие прибывали в Замбию, спасаясь от Холокоста. К 1947 году в Ливингстоне проживало 100 евреев – 20 детей и 80 взрослых. К середине 50-х гг. прошлого века еврейское население африканской страны достигло своего пика – от 1000 до 1200 человек. Центром еврейской жизни была Лусака, которая в 1964 году стала столицей Замбии. Евреи играли активную роль не только в промышленности и торговле, но и в общественно-политической жизни страны – как до обретения Замбией независимости (в 1964 г.), так и после этого. В музее хранится «Орден за выдающиеся заслуги», полученный в 1991 году одним из еврейских граждан, Хананием Элкаима, от первого президента Замбии Кеннета Каунды.
Элкаима опекал местные учреждения образования, сиротские приюты, занимался дорожным строительством. Был известен тем, что никогда не брал за работу денег с религиозных учреждений.
К концу 60-х годов прошлого века количество евреев в Замбии стало уменьшаться, в 1968 году их оставалось уже не более шести сотен. Последние похороны на еврейском кладбище в Ливингстоне состоялись в 1970 году, однако само кладбище сохранилось до нашего времени. Сейчас в Ливингстоне уже нет евреев, а всего в Замбии на данный момент проживает лишь несколько десятков из них, в основном в столице, Лусаке.
Признанием заслуги еврейских граждан в деле развития страны явилось то, что в 2014 году пятеро из них были награждены замбийским «Президентским Орденом золотого юбилея» на церемонии, посвященной 50-летию независимости Замбии.
Еврейский музей в Ливингстоне открылся в 2014 году при активном финансировании из фонда Давида Зусмана, бывшего председателя крупнейшей сети розничной торговли «Вулворт», скончавшегося в 2010 году. Это его отец Эли, упоминавшийся выше, был одним из пионеров развития замбийской экономики. Музей еврейской истории располагается под одной крышей с Железнодорожным и носит название ‘Gateway’ (ворота), потому что Ливингстон и был своеобразными воротами, через которые попадали в Замбию приезжие.
- Н-да, прямо скажем, неожиданно. Ну, что, права поговорка «Век живи – век учись»? – спросил я Дмитрия, когда мы вышли на улицу.
И сын согласно кивнул.
Понравилось? Поставьте "лайк". Не понравилось - тоже поставьте, я же для вас в Замбию пешком ходил. Еще лучше - подпишитесь, в отличие от многих "диванных" авторов дзена, которые творят, списывая из "Википедии" или чужих публикаций, я пишу только о том, что видел САМ. Например, о странных денежных купюрах, которые встретились мне на земле Мьянмы (бывшей Бирмы").