Многие считают, что настоящий охотник - это тот, кто с ружьём выслеживает зверя, караулит его, сидя в засаде, выцеливает с большой дистанции, а если надо - смело идёт на него с ножом или рогатиной. А всякие там трапперы, которые ставят силки и капканы, устраивают ловчие ямы и прочие ловушки, это так, для слабых телом и духом!
Думаю, вряд ли стоит доказывает, насколько ошибочна эта точка зрения. И можно провести аналогию, сравнив капкан с миной: разве не благодаря сапёрам и минёрам враг теряет огромное количество живой силы и техники, порой даже вовсе не решаясь идти в наступление? И кто после этого сможет сказать, мол, настоящий боец - это который с пушкой, винтовкой и штыком, а разного рода мины и растяжки устанавливают трусы?
В середине позапрошлого века наши минные инженеры славились на весь мир. А созданные ими изделия в дальнейшем стали базовыми направлениями для развития всего минного дела.
Так, во время Крымской войны (которая, несмотря на привязку по названию к тому самому полуострову, проходила в самых разных точках нашей страны, включая Балтийское море и Камчатку), инженер немецкого происхождения Мориц фон Якоби, известный нам более как Борис Семёнович Якоби, разработал морскую мину, названную его именем.
Она представляла собой медную ёмкость (её потом заменили на железную, в виду нехватки цветного металла) с примерно 100 кг чёрного пороха (другого тогда не было), электрозапал и провод, с помощью которого, находясь на берегу, сапёры приводили мину в действие. Сама же мина, имея деревянную оболочку, плавала в толще воды, примерно на 2 метрах от поверхности, будучи привязанной якорной цепью к грузу на дне.
Позже эта мина была усовершенствована. В 1854 году, как только Франция и Великобритания объявили войну России, МИНЫ ЯКОБИ были установлены в количестве 60 единиц близ Кронштадта, в окрестностях фортов Александр I и Павел.
Кроме того, Управляющий Морским министерством Великий Князь Константин Николаевич дал указание о заказе 100 гальванических мин для нужд Севастополя. Это решение было продиктовано просьбой князя адмирала Александра Сергеевича Меньшикова, руководившего обороной Севастополя.
Можно было только порадоваться такому решению. Но, как всегда, дальше начались классические нестыковки. На закупку всего необходимого для производства мин, Якоби выдвинул Морскому учёному комитету счёт в размере 17240 рублей. Чиновники решили, что это больно много, и постарались тут же умерить пыл инженера. В частности, из запрошенных Якоби для мин второго заграждения 220 пудов пороха было отпущено только 156 пудов (из-за дефицита пороха на складах). Это вынудило инженера уменьшить заряд в минах до 42 кг.
А потом Меншиков и вовсе передумал поставлять на Чёрное море. Параллельно военные чиновники договорились с промышленником Эммануэлем Нобелем (отцом Альфреда Нобеля, основателя НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ) о покупке изделий его производства. Так называемые МИНЫ НОБЕЛЯ относились к классу пиротехнических мин и подрывались автономно, при прикосновении с бортом судна. Это выгодно отличало их от МИН ЯКОБИ, которые, как уже было сказано, подрывались принудительно с берега. Поэтому было принято решение закупить к Нобеля более 400 единиц его изделий и установить их в Балтийском море, совместно с нашими, российскими.
Стоит отметить, правда, что Якоби ещё в 1846 году предложил два варианта взрывателей - электрический и химический, но тогда выбор был сделан в пользу только одного, ибо военные решили, что электрический взрыватель даёт возможность отключать адские машинки в нужный момент, например, когда по минному полю идёт свой корабль, а затем включать их снова.
МИНЫ НОБЕЛЯ же, несмотря на их заоблачную стоимость (порядка 100 рублей), были капризными, и не взрывались, когда надо, или же, наоборот, взрывались, когда не надо. Кроме того, они были гораздо менее мощными (имели всего 5 кг пороха), причём сделано это было специально, ибо, по мнению конструктора, вовсе не обязательно непременно топить вражеское судно, достаточно повредить его, и тогда враг сдастся, а корабль можно будет взять в качестве трофея и затем отремонтировать.
Так или иначе, а за период с 1854 по 1855 годы у Кронштадта установили 1865 мин, из которых 1391 были изделиями Нобеля. МИН ЯКОБИ было значительно меньше.
Англичане, конечно же, были в курсе этого, и постарались непременно заполучить образцы, для изучения. И тут внезапно недостаток МИН НОБЕЛЯ обернулся плюсом, поскольку одна из его машинок, выловленная и доставленная на британский корабль "Эксмут" взорвалась прямо в руках матроса. Но, опять же, из-за малого количества пороха, а таже по причине того, что заряд намок, выжили все.
В целом, враги успешно тралили морские просторы и вылавливали установленные русскими мины. Из-за ненадёжности конструкции внутрь зарядной камеры попадала вода, запалы оказывались неисправными, провода и цепи рвались, мины уносило в открытое море. Короче, всё было далеко не так, как хотелось бы. Неудивительно, что в 1854 году не было ни одного случая "летального" подрыва кораблей англо-французской эскадры на российских минах.
Кое-где в наших источниках написано, что два военных британских пароходофрегата "Merlin" и "Firefly", а также пароходы «Volture» и «Bulldog» всё-таки подорвались на минах у Свеаборга, однако сами британцы этот факт отрицают, заявляя, будто корабли "чудом избежали гибели". Возможно, имеется в виду, что маломощные МИНЫ НОБЕЛЯ так и не смогли сделать пробоину в борту, не причинив существенного ущерба.
И всё-таки, вылавливая одно за другим изделия Якоби и Нобеля, враги всё больше убеждались: несмотря на явно несовершенную конструкцию эти штуковины представляют собой опасность для любого корабля, а если учесть, что на берегу расположены ещё и батареи береговой артиллерии, лучше воздержаться от активных болевых действий.
В итоге союзные войска вывели свою эскадру из Финского залива, от греха подальше.
Обиднее всего то, что на Чёрное море мины так и не были поставлены, из-за чего Меншиков принял решение затопить наши корабли на входе в бухту Севастополя, чтобы не позволить вражеской эскадре войти туда и поддержать войска союзников огнём с моря.
Мориц Герман фон Якоби, он же Борис Семенович Якоби (21 сентября 1801 - 10 марта 1874) - прусский и российский инженер, физик, конструктор, изобретатель.
Родился в Потсдаме, земля Бранденбург, Германия. Окончил два университета - Берлинский и Гёттингенский - и по желанию родителей стал архитектором. Но он мечтал стать учёным, как и его брат - известный математик Карл Густав Якоби (открывший МАТРИЦУ ЯКОБИ, МЕТОД ЯКОБИ, СИМВОЛ ЯКОБИ и т.п.).
Мориц начал изучать физику, заинтересовался магнитными двигателями. В 1835 году его пригласили читать лекции в Дерптский университет (ныне Тарту, Эстония). Потом переехал в Санкт-Петербург и занялся исследованием возможностей применить электрические двигатели в технике.
Изучая передачу мощности от аккумулятора к электродвигателю, он вывел теорему максимальной мощности (ЗАКОН ЯКОБИ): максимальная мощность передается, когда внутреннее сопротивление источника равно сопротивлению нагрузки, когда внешнее сопротивление можно изменять, а внутреннее сопротивление постоянно.
Также Якоби протестировал мощность двигателей, определив количество цинка, потребляемого аккумулятором. Благодаря поддержке царя Николая I, он в 1839 году построил моторную лодку с электроприводом от аккумуляторных элементов, которая перевозила 14 пассажиров по Неве против течения со скоростью три мили в час.
Для своих механизмов инженер создал электрическую батарею собственной конструкции (её сейчас называют ЭЛЕМЕНТОМ ДАНИЭЛЯ - ЯКОБИ, поскольку, независимо от него, то же самое сделал английский физик и химик Джон Фредерик Даниель).
Но всё перечисленное, наверное, можно было бы смело игнорировать ради главного изобретения, сделанного этим учёным. Речь идёт об открытии гальванопластики - способа, позволяющего получать точные копии, практически, с любой твёрдой поверхности. Напомню, в чём суть: скажем, кожаный футбольный мяч не проводит электрического тока, однако если его покрыть графитовой пудрой, он обретёт эту способность. А если в таком состоянии мяч опустить в раствор электролита и подать на него ток, на поверхности мяча начнут оседать ионы металла, создавая точно такой же мяч, но металлический. Благодаря гальванопластике в типографской промышленности изготавливают печатные формы для рельефной печати, хотя возможности метода безграничны.
Кроме того, Якоби разработал свою версию электрического телеграфа, связав таким образом Санкт-Петербург с Царским Селом через подземный кабель.
В 1867 году его делегировали почётным представителем нашей страны на Всемирную выставку в Париже, где он вошёл в состав Комиссии по единицам измерения. И в целом Якоби был убеждённым сторонником метрической системы.
P.S. Пишут также, что Якоби был одним из первых, кто попробовал использовать свет электрической дуги для освещения. В 1849 году он установил лампу собственной конструкции на башне Адмиралтейства. Свет был таким ярким, что местные жители жаловались на световое загрязнение называли фонарь "электрическим солнцем".
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!