Найти тему
knews.kg

«Ударные 40 дней» связаны с очередным «переделом» сфер влияния в криминальном мире Узбекистана

Не исключено, что «ударные 40 дней» связаны с очередным «переделом» сфер влияния в криминальном мире Узбекистана, а по итогам арестов и задержаний, проходящих под покровительством влиятельного главы «клана Турсуновых» - Батыра Турсунова, его сыновья укрепляют свои подпольные бизнес-империи. Об этом пишут телеграм-каналы.

Начавшаяся в Узбекистане зачистка криминальной сферы напрямую связана с политическими амбициями, демонстрируемыми старшим зятем действующего президента Узбекистана Шавката Мирзиеева - Ойбеком Турсуновым, супругом Саиды Мирзиеевой. Он в настоящее время, как считается, укрепляет свое политическое влияние в стране, в том числе занимаясь переделом криминального мира в Узбекистане.

В конце ноября текущего 2023 года была проведена одна из крупнейших операций правоохранительных органов Узбекистана за всю современную историю страны - в узбекистанской прессе уже называют эту операцию «ударными 40 днями», а по ее итогу в одной только Ферганской области Узбекистана было задержано 248 человек, «имеющих авторитетное положение в криминальном мире страны». Так, в частности, сотрудники спецподразделения правоохранительных органов Узбекистана задержали бизнесмена Салима Абдувалиева, считающегося одним из самых влиятельных криминальных авторитетов Узбекистана, известного под прозвищами «Салимбай» и «Салим-бойвачча».

Абдувалиев - один из самых известных меценатов и филантропов на всем постсоветском пространстве и, как известно, несколько лет назад посол США в Узбекистане в своих дипломатических переписках называл его «боссом узбекской мафии». С 1997 года Абдувалиев возглавляет Ассоциацию спортивной борьбы Узбекистана и, как считается, именно выходцы из ассоциации и стали «уличным силовым ресурсом» Абдувалиева. Он, по слухам, контролировал ряд крупнейших уличных банд в стране, получал долю с большого количества предпринимателей и, по некоторой информации, пытался зайти с криминальными схемами на энергетический рынок Узбекистана.

Помимо Абдувалиева, также был задержан и взят под стражу и другой известный узбекистанский криминальный авторитет - Саидазиза Сайдалиев по прозвищу «Саидазиз медгородок». Вслед за этим последовали несколько сообщений о задержании других узбекистанских криминальных авторитетов, задержаны Дилшод Шарипов, Анвар Мирзаханов и Бахтиер Кудратиллаев, последний более известен как «вор в законе» «Бахти Ташкентский», занимающий высокое положение в криминальной иерархии Узбекистана.

Изначально сообщалась, что узбекистанскими властями также разыскивается и влиятельный узбекский бизнесмен, связанный с криминалом - Гафур Рахимов. Впрочем, позднее информация о розыске Рахимова не подтвердилась и, более того, была опровергнута ГУВД МВД Узбекистана.

Рахимов, более известный как «Гафур Черный», с 2012 года входит в санкционный список Министерства финансов США, однако, несмотря на это, в 2018 году Рахимов был избран президентом Международной ассоциации бокса (AIBA), но уже спустя год узбекистанец был вынужден отстраниться от управления (AIBA), так как его избрание вызвало протесты со стороны Международного олимпийского комитета (МОК).

Как следует из сообщений государственных узбекистанских средств массовой информации, решение о проведении «ударных 40 дней» было принято лично президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым, а сама подобная операция правоохранительных органов Узбекистана означает, что власть намерена всерьез бороться с организованной преступностью в стране.

В действительности же операция правоохранительных органов Узбекистана, вероятнее всего, была инициирована зятем Мирзиеева - бизнесменом Ойбеком Турсуновым, не лишенным политических амбиций.

Как известно, Ойбек Турсунов является сыном «серого кардинала» Узбекистана, бывшего главы Национальной гвардии Узбекистана - Батыра Турсунова. Считается, что «клан Турсуновых» контролирует финансовый и силовой блоки страны, в частности, под их контролем находятся Центральный банк Узбекистана, Межбанковская платежная система «Uzcard», АО «Капиталбанк» и крупнейшая страховая компания «APEX Insurance», также «клан Турсуновых» сохраняет контроль над действиями Национальной гвардии Узбекистана, СГБ Узбекистана и полицией. В настоящее время влияние Ойбека Турсунова настолько велико, что, как считается, он способен давать прямые указания Министерству энергетики Узбекистана и чиновникам Министерства финансов Узбекистана.

Кроме того, Ойбек и его брат Улугбек Турсуновы осуществляют контроль и над серыми финансовыми потоками в Узбекистане, а также контрабандой, в частности, например, контролируют поставки нефти и нефтепродуктов, бензина и дизельного топлива. И не исключено, что «ударные 40 дней» связаны с очередным «переделом» сфер влияния в криминальном мире Узбекистана, а по итогам арестов и задержаний, проходящих под покровительством влиятельного главы «клана Турсуновых» - Батыра Турсунова, его сыновья укрепляют свои подпольные бизнес-империи, пишут телеграм-каналы.

Недавняя кампания узбекского правительства по борьбе с организованной преступностью вызывает сравнения с кампанией, начатой Каримовым в 1990-х годах.

Но есть и параллели с недавними событиями в соседнем Кыргызстане.

Там ещё в 2020 году глава государственного комитета национальной безопасности Камчыбек Ташиев вызвал насмешки за то, что обратился к людям, которых он назвал «уважаемыми бандитами», с предупреждением, что дни их безнаказанности сочтены.

В то время идея борьбы с организованной преступностью казалась надуманной, учитывая слухи о том, что криминальные структуры якобы помогали Ташиеву и его союзнику — нынешнему президенту Кыргызстана Садыру Жапарову — прийти к власти в период политических волнений.

Но спустя три года Ташиев, похоже, сдержал своё слово.

Камчибек Кольбаев, он же Коля Киргиз, человек, находящийся под санкциями США и связанный с той же сетью «Братский круг», что и Рахимов, 4 октября был застрелен спецслужбами в ходе операции в центре Бишкека.

В последующие дни и недели число арестов росло, причём службы безопасности преследовали не только предполагаемых мафиози, но и бизнесменов, которых они обвиняли в связях с криминалитетом.

Одновременно с сообщениями появился ряд видеороликов, на которых предполагаемые деятели преступного мира публично отвергают «воровской путь и криминальные понятия», выражая свою лояльность правительству.

Но, как и узбекский эксперт Ильхамов, кыргызский политический обозреватель и журналист Борубек Кудаяров полагает, что праздновать победу над организованной преступностью, которая, по его словам, коррумпировала политику и систему правосудия на всех мыслимых уровнях в Кыргызстане, слишком рано.

На самом деле, считает Кудаяров, вполне вероятно, что именно видимость влияния преступных группировок на политику — Кольбаева иногда видели общающимся с политиками на вечеринках — побудила лидеров Кыргызстана «исправить ситуацию», убрав самую крупную мишень.

«Я не думаю, что Жапаров и Ташиев ставят перед собой цель полностью искоренить организованную преступность, — отмечает Кудаяров в интервью Азаттыку. — Скорее всего, они хотят создать другую модель поведения, как, например, в Казахстане, где организованная преступность существует, но её влияние сведено к минимуму, а [её лидеры] остаются в тени».