Найти в Дзене
InFocus

Запад грозит призраком новой войны в Европе, пытаясь повлиять на исход выборов в Сербии

« Выборы в Сербии, очередная победа Сербской прогрессивной партии поставит под угрозу мир в Европе».

«Результаты парламентских выборов в Сербии 17 декабря будут иметь глубокие последствия для мира в Европе».

Подобные заголовки появились в европейских и британских медиа задолго до предстоящих 17 декабря выборов в Сербии.

«Ищейки» «нового мирового порядка» исправно отрабатывают свой «паек»: отслеживают, отсматривают, предупреждают дружным «лаем» своих хозяев о затаившихся диссидентах в рядах стран, дружно шествующих курсом, намеченным вашингтонскими мудрецами.

Александр Вучич в библиотеке Президентского дворца в Белграде. Фото Владимира Живожиновича для New York Times
Александр Вучич в библиотеке Президентского дворца в Белграде. Фото Владимира Живожиновича для New York Times

«Если сербы переизберут доминирующую в правительстве партию, вероятность регионального конфликта возрастет», зловеще пророчит Эйдан Хехир, преподаватель международных отношений Вестминстерского университета в одном из британских массовых изданий.

А вот и основная разгадка нагнетаемых страхов: «Отказ пяти стран ЕС признать Косово косвенно продвигает как цикл насилия, так и цель Путина по дестабилизации западных Балкан».

На этом примере видно, насколько хорошо отработана технология морочить голову европейскому читателю, в очередной раз, пугая «злым» Путиным, у которого, видимо, нет других целей и задач, чем смута на Западных Балканах. И это говорится тогда, когда Международный институт стратегических исследований (IISS) в Лондоне зафиксировал за прошедший год (с мая 2022 г. по июнь 2023 г.) 183 региональных конфликта – максимум за три десятилетия и на 28% больше, чем годом ранее. Конфликты к тому же становятся более губительными: число жертв выросло на 14% по сравнению с предыдущим годом.

Балканы - очаг нарастающей этнической напряженности. StringerAl / Shutterstock
Балканы - очаг нарастающей этнической напряженности. StringerAl / Shutterstock

«Несговорчивость, недоговороспособность» названы в докладе института «определяющей чертой современных конфликтов в мире», в которых «важную роль играют негосударственные вооруженные группировки». Не трудно догадаться, что в качестве примера называются ХАМАС и «Хезболла», и при этом ставят акцент, что их поддерживают страны, «желающие подорвать существующий порядок».

Угадываем на раз: конечно, эти страны - Россия и Иран. Могли бы еще заодно упомянуть и Северную Корею. Но если эксперты названного выше доклада считают «порядком» чудовищные войны в Афганистане, Ираке, Сирии, Ливии, лицемерие такого подхода очевидно любому непредвзятому читателю.

Так чего ожидал Запад от Сербской прогрессивной партии, созданной в 2008 году и находящейся у власти с 2012-го года?

Что выступающая за интеграцию в ЕС партия послушно «поведет» Сербию в зону западного влияния, разорвав связи с Россией.

Без сомнения, так и задумывалось, но, наверное, отрезвляющим моментом для SPP явился процесс в Гаагском суде над лидерами сербского патриотического движения, а затем события 14 года на Украине. К тому же со стороны ЕС за все это время не прозвучало даже намека на то, что, так или иначе, там будут учитываться интересы сербов в Косово.

Разделенная этнически косовская Митровица
Разделенная этнически косовская Митровица

Сербские власти не отказываются от намеченной интеграции в ЕС, но и не спешат присоединиться к объявленным санкциям против России, своего исторического союзника. Чем и объясняются обвинения в адрес Белграда, что SPP становится авторитарной, более того, Сербию начали рассматривать как пример захвата государства. Термин, широко используемый Transparency International* — неправительственной международной организации, тесно связанной с либеральными институтами США.

Что же подразумевается в Transparency под термином захват государства: «ситуация, когда небольшое количество влиятельных субъектов в государственном и частном секторах вступили в сговор с целью изменения правил, спонсирования законодательства и кооптации институтов для продвижения своих собственных узких интересов в ущерб более широким общественным интересам». Здесь все перевернуто с ног на голову. За «узкие» групповые интересы выдается стремление сербских властей сохранить суверенитет, следовать национальным интересам Сербского государства и народа. В том же пропагандистском ключе действует и базирующаяся в США правозащитная группа Freedom House**, спонсируемая американским правительством «неправительственная организация», где в руководителях побывал бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси, а также – жена директора Национальной разведки, бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента, чиновники президентской администрации и военно-морского ведомства США.

Гневные обвинения Freedom House в адрес сербского руководства заключаются в том, что власти Сербии якобы «неуклонно подрываютт политические права и гражданские свободы, оказывая давление на независимые СМИ, политическую оппозицию и организации гражданского общества».

В результате явно заказного расследования, проведенного журналистами New York Times, утверждается, что президент Сербии Александр Вучич – один из основателей SPP - и его ближайшее окружение были тесно связаны с преступными группировками. Для подтверждения этого обвинения в ход пошли даже беспорядки, устраиваемые футбольными болельщиками, прозвучало ничем не подкрепленное утверждение, будто «стадион в Сербии может избрать или даже свергнуть власть». При этом как-то забыли авторы статусной газеты про те бесчинства, которые устраивают футбольные фанаты по всему миру, и о том, в частности, как использовали «переворотчики» в Киеве привезенных в Одессу болельщиков киевского «Динамо», устроивших погромы в городе и поджог Дома профсоюзов с человеческими жертвами в мае 14 года…

Не замечая интересов косовских сербов, западные политики не устают повторять, что правительство Сербии якобы разжигает региональную напряженность до такой степени, что в будущем году может произойти возобновление войны с соседним Косово. При этом полностью игнорируются многочисленные расследования независимых журналистов о том, что косовские албанцы превратили этот исторически сербский край в оплот наркомафии в Европе.

Солдаты НАТО по-хозяйски патрулируют в Косово. Armend Nimani/Agence France-Presse — Getty Images
Солдаты НАТО по-хозяйски патрулируют в Косово. Armend Nimani/Agence France-Presse — Getty Images

В ЕС обвиняют Вучича в поддержке «агрессивного сербского национализма». Вспоминают и то, как в 2018 году А. Вучич охарактеризовал Милошевича, безвременно погибшего в застенках Гааги, как «великого сербского лидера, у которого, несомненно, были самые благие намерения». А что неправда в этих словах сербского лидера? Запад спровоцировал расчленение Югославии по примеру Советского Союза, жестоко бомбил Белград. Патриоты Югославии пытались сохранить страну с применением военной силы, но столкнулись с организованной террористической активностью многочисленных сепаратистов, вскормленных иностранными разведками и поддержанными силами НАТО.

Власти Приштины во главе с албанским националистом А. Курти систематически ущемляют интересы и права косовских сербов, выступающих за интеграцию с общей родиной – Сербией, в ход идут даже убийства активистов этого движения. А Европа упорно отрицает, что в Косово имели место жестокие массовые этнические чистки сербского населения, не обращает внимания на количество разрушенных там памятников сербской духовной культуры.

Албин Курти выглядит возмущенным во время интервью Sky News. Он требует, чтобы международное сообщество заняло более жесткую позицию в отношении сербов. И неустанно лжет: «Они отрицают, потому что играют по сценарию Путина на Донбассе. Маленькие зеленые человечки в северной части Косово. Не такие уж маленькие, но точно зеленые человечки, которые хотели развязать войну и разделить Косово».

Между тем НАТО уже прочно обосновалось в Косово, возле города Урошевац расположена крупнейшая американская военная база, где находится штаб-квартира Многонациональной оперативной группировки «Восток» под командованием США (см. статью «Смотрящий» на Балканах» / https://dzen.ru/a/Y6Ayjpo36B1QHSLG/ В Косово присутствуют и британские вооруженные формирования.

Лицемерие Запада ярко раскрывается, например, в утверждениях многих СМИ. Пишут, что Сербия, как недавно заявил посол США в Сербии, “движется в сторону запада”. Многие западные политики охотно позируют вместе с Вучичем, поздравляли его с победами на выборах. Однако логика подобной «дружбы» и «умиротворения» проистекает из решимости оторвать Сербию от ее традиционного союзника, России. Пока это не удалось.

Как уже говорилось, после начала СВО Сербия отказалась присоединиться к западным санкциям против России, потому что, по словам Вучича, сербы “любят Россию”. Страна продолжает поддерживать тесные отношения с Москвой.

Подобный мурал можно нередко встретить на улицах сербских городов /  EPA-EFE/ Андрей Цуки
Подобный мурал можно нередко встретить на улицах сербских городов / EPA-EFE/ Андрей Цуки

Враги Вучича, пишет издание Politico (Europe.), возмущены его бездействием и отказом поддержать западные санкции против России. «Пока что даже жестокая война на Украине не заставила президента Сербии Александра Вучича изменить курс», - сокрушается Димитар Бечев, приглашенный научный сотрудник глобалистского экспертного центра Carnegie Europe. Сербское правительство также установило связи с другими политическими единомышленниками по всей Европе, в частности, с Виктором Орбаном, который открыто отвергает так называемые «демократические ценности», отстаивая национальные интересы Венгрии.

Однако Запад путем политического шантажа и обещаний экономической поддержки всячески подталкивает Вучича к «трудному решению», что является немалой психологической проблемой для Вучича – сделать выбор между Москвой и окончательным дрейфом в сторону Запада.

Критики сербского лидера утверждают, что он по-прежнему придерживается «стратегии постоянной игры с Западом и сербскими умеренными против Москвы и своей внутренней базы правого крыла», по словам Иваны Страднер, аналитика Фонда защиты демократии. Тем более что за свою бурную политическую карьеру, длящуюся более 30 лет, Вучич совершил несколько крупных поворотов, последним из которых стало участие в переговорах о «нормализации» отношений между Сербией и Косово, независимость которого не признают ни Белград, ни Москва.

В марте 23 года прошли переговоры по Косово в ходе двусторонней встречи А. Вучича с госсекретарем США Энтони Блинкеном в Мюнхене. «Что я могу сказать, так это то, что они [американцы] хотели услышать нашу сторону. Они проявили уважение к такой маленькой стране, как мы. И мы знаем, чего они ожидают; но они также знают, что мы думаем о безопасности наших людей в Косово», - сказал Вучич по итогам этого разговора.

За два дня до Мюнхенской конференции по безопасности сербы  собрались в Белграде на митинг, требуя прекращения процесса «нормализации»  отношений с Косово | Оливер Бунич / AFP через Getty Images
За два дня до Мюнхенской конференции по безопасности сербы собрались в Белграде на митинг, требуя прекращения процесса «нормализации» отношений с Косово | Оливер Бунич / AFP через Getty Images

Заметим, через четыре месяца после начала СВО опрос (Bloomberg) показал, что 51 процент сербов отвергли бы членство в ЕС, и лишь 34 процента заявили, что проголосовали бы за вступление. В этом опросе президент России Владимир Путин возглавил список любимых лидеров. Аналогичным образом опрос New Third Way, проведенный в июле 2022 года, показал, что 66 процентов сербов чувствовали себя ближе к Москве, чем к Западу, а 40 процентов хотели прекращения переговоров о членстве в ЕС. Результаты также показали, что 59 процентов сербов обвиняют Запад в войне на Украине, при этом 23 процента обвиняют Россию и 18 процентов говорят, что Москва и Запад разделяют ответственность. При таких настроениях людей неясно, как Вучич может «бросить» Россию и «принять» Европу — даже если предположить, что он действительно этого хочет.

Александр Вучич
Александр Вучич

В SPP подписали предвыборный пакет с Сербской радикальной партией, возглавляемой Воиславом Шешелем, и, вероятно, как пишут в британских изданиях, снова попытаются сформировать коалицию с Социалистической партией Сербии, возглавляемой Ивицей Дачичем, представлявшим Милошевича в 90-х годах.

SPP пытается в своей избирательной кампании сосредоточить внимание граждан на национальных проблемах, таких, как тяжелое положение сербов в Боснии и Косово. И в этом партия добилась успеха, эффективно отражая целенаправленные кибератаки и клеветнические кампании, направленные против правительства.

Но Запад не унимается, надеясь, что нежелательный для него исход выборов «еще можно предотвратить». Там уверены, что националистическая и антизападная риторика SPP – всего лишь риторика. В реальности «Сербия не может процветать вне запада. Способность России поддерживать своих союзников после вторжения в Украину снизилась…Сербия окружена государствами-членами ЕС и НАТО и, следовательно, уязвима для западных санкций». В европейской прессе звучат откровенные призывы к политикам «занять решительную позицию, что вынудит SPP изменить курс». Однако некоторые наблюдатели все же сомневаются, хватит ли у Запада единства и воли для этого.

Трудно сказать, происходит ли на самом деле «внутренняя борьба» А. Вучича за свое «трудное решение» (ЕС или Россия), но она, несомненно, включает в себя его «разум, сердце, затаенную боль за войну в Косово и, как он сам признал, упорное сопротивление принуждению к выбору — упрямство, которое, по его словам, очень соответствует сербскому национальному характеру».

Роман Коломойцев

* Transparency International – с 2015 года признана иноагентом, в настоящее время ее деятельность на территории России прекращена.

** Freedom House, включена в список нежелательных на территории России организаций.